Художник Савва Корнышев попытался проникнуть в память

6 Ноября 2015
13 ноября 2015 на Винзаводе в галерее “FotoLoft” откроется выставка художника Саввы Корнышева «Rules Of Memory». 16 работ, выполненных в технике стерео-варио, говорят со зрителем о загадках памяти и природе воспоминаний. Всё началось несколько лет назад, когда движимый желанием познать природу памяти, Савва много общался с людьми, в т.ч. с её нарушениями, на тему способности сознания сохранять образы. Позже он и сам оказался у черты, отделяющей ясный мир от рандомного восприятия. Весь этот опыт перевернул его мировосприятие, как человека и как художника, заставив сделать вывод о том, что самые яркие из возникающих в нашей памяти образов почти всегда связаны с глубокими счастливыми переживаниями, любимыми людьми и значимыми событиями жизни.

Виталий ПАЦЮКОВ, искусствовед, куратор ГЦСИ:
«Художественные измерения визуальной культуры Саввы Корнышева ведут постоянный диалог с координатами непосредственной реальности. В их слоистых пространствах сталкиваются феноменальность фотографии, стратегии знаковых систем и формы световых энергий. Образность этих интегральных технологий, пульсирующих в своих внутренних процессах, превращается в особое состояние, выявляя в статичной завершенности непрерывные фазовые изменения.

Формализованные конфликты «плоской» компьютерной информации и фотографического пространства, указывающие на оригинальную трехмерность, создают уверенный визуально-смысловой контекст. В его расширенных пределах реальность детали события – деревенское окно, тарелка с черникой, ветка яблони, фотокамера или замок - теряет свои границы и становится живым организмом, возвращая свои первичные состояния. Иероглифический текст произведений Саввы Корнышева обнаруживает парадоксальную внутреннюю рифму с классическими фотограммами, заставляя зрителя буквально пройти сквозь информационные заслонения и из зоны наблюдения перейти в пространство участия.

Эти возможности композиций Саввы Корнышева предоставляют им право стать своеобразными инсталляциями, если их преобразовывать в 3D-проекции. Обычный телефонный аппарат в фоторакурсах художника, просвечивая своим циферблатом сквозь «кальку» иллюзорных артефактов, становится неотделимым от чуда повседневного, напоминая о магических реди-мейдах Марселя Дюшана. Погружаясь в рождающуюся пространственную драматургию, мы открываем для себя в мире естественности и простоты, в непосредственном контакте с предметами обычной реальности уникальные «возвышенные» формы, способные транслировать органические связи этической просветленности и экологического художественного жеста».


Стася ДЁМИНА, куратор выставки «Rules Of Memory»:
«В свои работах Савва материализует идеи с помощью сложных, многосоставных техник и приёмов, размышляя над тем, что есть реальность и память, как ее часть. Жан Бодрийяр видел терапевтическую функцию искусства в возвращении реальности. Но художник задает нам вопросы: что есть сама реальность? И что есть память, как часть этой персональной реальности? Есть ли способ передать чью-то реальность так, чтобы она стала осязаемой другими? Зафиксировать обрывки воспоминаний, навеянных снами или рекламными промельками из окна автомобиля, случайным прикосновением или запахом зеленых яблок...

Нечто видимое или чувствуемое нами сейчас еще здесь, но в следующий же миг тает, превращаясь в колеблющийся неоновый след, лишь в вибрацию смысла и чувства. Автор хочет поймать это ускользание во что бы то ни стало... Обнаружить хоть какие-то правила памяти. Ведь когда образ исчезнет - на поверхности останутся лишь фантомные знаки, иероглифы, которые нам не разгадать".


О художнике
Получив "строгановское" образование, и с середины 90-х почти 20 лет проработав художником-постановщиком на анимационных студиях Голливуда, Савва всё это время формировал и оттачивал собственный язык в современном искусстве, способный отражать невидимое - звуки и ритмы, запахи и ощущения, сны и потоки воспоминаний.