Александр Лапин: «В настоящем романе должна быть любовь»

11 Сентября 2016
8 сентября на Московской международной книжной выставке-ярмарке состоялась презентация романа-эпопеи Александра Лапина «Русский крест» в формате двухтомника.

Роман-эпопея «Русский крест» начал свой путь к читателю в апреле 2013 года. Книги выходили в свет одна за другой и шестая, заключительная, была представлена издательством «Вече» спустя ровно три года. И уже прямо на презентации, которая в апреле нынешнего года состоялась в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) издателям стало ясно – настала пора собрать всю эпопею воедино. Выход двухтомника приурочили к главному книжному событию года – Московской международной выставке-ярмарке.

Презентация на ММКВЯ собрала немало поклонников творчества Александра Лапина: в читательском сообществе медленно, но верно пробуждается потребность в книге, которая помогала бы человеку осмыслить его личный жизненный опыт и вписать его в историю своей страны.

Главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев отметил, что жанр «народной эпопеи», некогда весьма популярный у отечественного читателя, пережил долгую эпоху безвременья и сейчас, похоже, обретает второе дыхание. «Русский крест» может стать катализатором процесса возрождения жанра, убедительным примером для авторов, готовых честно и искренне рассказывать о судьбах своих современников. Интерес к многоплановому объемному роману в условиях тотального тренда клиповой краткости он объясняет тем, что читателю интересен герой, в котором он может узнать самого себя – близкий по духу, образу мыслей, жизненным устремлениям.

Литературный обозреватель Виктория Пешкова попыталась определить место «Русского креста» в современном литературном процессе, проведя параллель между романом-рекой – жанром, зародившимся в европейской литературе на рубеже XIX и ХХ веков, и многотомной сагой Александра Лапина. По ее мнению их роднит внимание к деталям, к мелочам повседневной жизни персонажей, которые для автора не менее важны, чем глобальные события, влияющие на судьбы его героев. И в этом смысле «Русский крест» можно рассматривать как трансформацию жанра романа-реки в реалиях новой российской литературы.

Протоиерея Сергия Заруцкого в романе больше всего привлекает линия духовного поиска персонажей. Каждый из них выбирает свой путь поиска Света и Правды, и у каждого этот путь оказывается тернистым и даже опасным. Но без этого поиска жизнь человеческая теряет смысл.

Сам автор признался, что говорить об уже законченном произведении писателю всегда трудно – все, что он хотел, он уже сказал, а если ему и есть что добавить, то это уже, как правило, начало совсем другой истории. А эта, превратившись из рукописи в книгу, попадает в руки читателя и начинает жить своей собственной жизнью, над которой автор уже не властен. Анализируя состояние современной российской прозы, Александр Лапин подчеркнул, что отказ от выверенного веками канона – сюжетная стройность, логичная безупречность действия, мотивированный конфликт, сильная любовная линия – не идет роману на пользу, поскольку читатель не хочет барахтаться в бессюжетно-алогичной трясине лишенного ярких чувств бытия.

Предвосхищая вопросы читателей, Александр Лапин признался, что уже начал работу над новой книгой. Она будет называться «Святые грешники» и главной темой ее станет путь обретения человеком самого себя. Это не будет прямое продолжение «Русского креста», но читателю предстоит снова встретиться с некоторыми его героями.