Марат Тажибаев. Живопись♦Гобелены

14 Марта 2013
Гобелен и картина – это совсем по-разному устроенные организмы. Гобелен последовательно возрастает снизу вверх, наглядно демонстрируя все этапы своего создания. Тем самым он является как бы возведённым нитью памятником поступательному ходу времени. Тело гобелена – изображение, а тело изображения – гобелен, и из этой парадоксальной слитности следует, что создание гобелена – акт повышенно стратегический.
Живописец соизмеряет свои действия с плоскостью, объективно уже существующей. В живописи время поглощается этой плоскостью. Здесь главенствует не порядок действия, как в гобелене, но поле действия. Моторика движений здесь сравнительно прямая и совпадает с пространственным распределением: не утонувшая в ступенчатости, в шорохе прибавления, но склонная к самоуничтожению, к сокрытию предыдущего. Не нужно забывать и того, что краска как материал обретает свойства и качества только в результате касания кистью поверхности, тогда как нити – это уже воплощённый, материализованный цвет, получивший вес, объём, длительность.
Марат Тажибаев в своих гобеленах умозрительным, подчинённым строгой пластической идее рисованием и гладким плетением дистиллирует из шерстяных нитей их чистое цветовое качество, достигая состояния тёплой невесомости. А помещая гобелен на подрамник и окружая ассамбляжем, Марат делает гобелен элементом структуры, основанной на пространственной логике (и этим родственной живописи), чем сталкивает не только «условное» и «безусловное», но и отчасти сами два разных вышеописанных способа действовать.
В своих живописных опытах Марат стремится не страховаться повышенной стильностью гобеленного рисования. Он внимательно изучает натуру, стараясь не впадать в механическую этюдность. Важное свойство картин Марата – его большое уважение к самой вещественности плоскости (холста ли, картона ли) и нежелание полностью скрывать это тело. Как правило, он пишет раздельными цветовыми пятнами, стараясь избежать наслоений, перекрытий, как будто на генетическом уровне и здесь присутствует усмиряющая пульс последовательность плетения гобелена.
На выставке Марата Тажибаева интересно проследить, как подспудно пересекаются, реагируют друг на друга две столь различные практики.
Никита Ткачук
Малый зал ЦВЗ "Манеж"
Центральный выставочный зал "Манеж"
312-25-54
mzm103@manege.spb.ru
http://www.manege.spb.ru/secondhall/2013/03/28/id118/