Два мира художника Олега Игнатова

14 Декабря 2012
Указом Президента РФ Владимира Путина художнику Олегу Игнатову присвоено звание «заслуженный художник России». Правительственная награда была вручена председателю Ростовского отделения СХР 14 декабря губернатором Ростовской области Василием Голубевым на торжественной церемонии вручения государственных наград РФ в Ростовском общественном собрании.

«…целого арсенала нелепостей и чертовщины еще недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий смысл, основанный на каком-нибудь философском взгляде на жизнь»
Карло Гоцци
О творчестве художника Олега Игнатова говорить сложно, тем более, пытаться причесать под общую гребенку терминов и стилей. Настолько емки, неоднозначны, неожиданны его полотна. Как и сам художник, личность яркая, самодостаточная. У нас появилась редкая возможность приблизиться к личности автора на расстояние вытянутой кисти. И, возможно, разгадать загадки авангардного художника.
Признаюсь, я не первый год знаю Олега. Но не могу сказать, что разгадала все его загадки. Разгадаешь одну – Олег готов подбросить новую. Это игра по его правилам. Шаг за шагом. Знак за знаком. Творчества. Судьбы. Личности.
Он сам, как холст, на котором в данный отрезок действительности определенное выражение лица, поза. Художник, словно фавн, иронично улыбаясь, дразня, приоткрывает свой внутренний мир. Успели – заглянули. Нет – извините. Хотя и там не все разложено по полочкам. Его нельзя трактовать однозначно. При всей своей кажущейся раскрепощенности он достаточно закрыт и против любой трепанации характера.
Он будто предлагает сыграть в свою любимую игру: подходит – не подходит. Вопросы о творчестве подходят, о личности – нет. Своеобразный игнатовский ребус. Он предлагает нам самим многое домыслить. Рискнем.
Так и его работы – ироничный диалог со зрителем. Он загадывает ребусы, ребусики. Иногда дает подсказки, возможность зрителю их решить.
- Если решают, я доволен. Некоторые, правда, делаю для себя, не хочу, чтобы их увидели. Мое право,- резюмирует художник.
Художнику не нравятся банальные вопросы типа: «что изображено на картине», «что вы хотели этим сказать». Бытует мнение, продолжает автор, что в картине все должно быть видно. Не согласен. Для меня это уже не картина, а рекламный щит.
По Игнатову есть картины - вопросы, есть картины-ответы. Ответ – это, например, «Дон Кихот» - что уж тут объяснять – одним словом, символ. Картина - вопрос – «Простая арифметика», в ней каждый сможет найти для себя свой ответ. Автор - не наставник, а собеседник, зритель - не сторонний наблюдатель, а участник или скорее даже соучастник. Картины – пароль, ключ, по которому зритель может проникнуть в святая святых художника.
- Это повод для размышлений, для рождения ассоциаций, желание - научить зрителя созерцать, думать и еще, надеюсь, получать от этого удовольствие, считает автор.
Зазеркалье Игнатова
Как рождаются картины? По-разному. Из подсказки прочитанной книги. Из предчувствия картины – когда что-то неясное не дает покоя, из вспышки интуиции, из непреодолимого желания нащупать идею, из игры реальности и фантазии. Сначала на бумаге. Из замысловатых почеркушек, головоломных линий, образов, особого языка знаков. Художник блуждает в поисках открытия.
- Первый большой кайф, когда я думаю картину,- признается автор.
Излюбленный прием – подбор деталей, которые затачиваются под идею, мысль. Своеобразная игра: подходит - не подходит. Художник думает рисунком, писал Дали.
- В сущности, картина – это тряпка с нанесенными на нее химическими элементами. В искусстве же она уже сама символ, окно, вход куда-то. В Зазеркалье.
Взять, например, его смелую, граничащую с эпатажем картину «Обратная перспектива». Где точка схода – сам зритель. Вы будто в могиле, а сверху на вас смотрят люди. Вы ощущаете себя заживо погребенным. Холодок? Но, поразмыслив, вы понимаете, что это ваш взгляд из ямы бытового идиотизма. Кстати, эту неоднозначную картину проверяли «рамочками» биоэнергетики, сказали, все в порядке. От могилы…веет позитивом.
- Второй кайф – когда довожу рисунок до совершенства, если уместно употребить такое сравнение. Есть мнение, если художник доволен работой, значит он - не художник. Не согласен. Я своими работами или какими-то кусками доволен. И процессом. И результатом.
Художественный парафраз реальности
В его полотнах обаяние красоты и мысли. Его мир иногда колко ироничен, остро напряжен. Он жалит, пружинит, смеется, «кувыркается». Автор явно получает удовольствие от самого живописания, участвует в миротворении, преобразует, создает новую эмоциональную, интеллектуальную реальность. Свой неповторимый парафраз реальности. И он вполне умещается в особую игнатовскую терминологию – творцы, вытворятели.
Игнатов настаивает, что бал правит именно он, господин СЛУЧАЙ. Уточним: совпадение. Попадание скорее. Совпадение обстоятельств, времени, вызревания мысли, идеи.
Его мама принесла в художественную школу детский альбомчик с рисунками. Приняли. Совпадение? Попадание. Занимался боксом в школе. Получалось. Но на соревнованиях поломали нос, дальше стало сложно с такой травмой заниматься – ушел. В армии служил в МВД, хотел поступать в Волгоградскую высшую следственную школу, в последний момент передумал. Кем бы был сейчас? Может подполковником. А может…
Он собирался стать дизайнером, изучал, переводил литературу. Но не случилось. Окончил перед армией курсы оформителей, позже судьба привела его на худграф, стал живописцем. Попадание.
Везде пришлось поработать: в сценографии, в дизайне, в оформительстве – в творчестве пригодилось. Снова попадание. Видимо так, суммируя все лучшее, смачно вызревал стиль автора. В «классике» все изъезжено давно и прочно. Художник нашел свою нишу в символизме.
Именно к символизму, к мистическому символизму его работы относят искусствоведы. Оставим это специалистам. Напомним только, что символизму присущи гротеск, ирония, достигается которая непременно пересечением двух миров – реального и фантастического, экзальтированный герой, динамические движущиеся цвета. Порой это соединение несоединимого.
Игнатов не любит рассуждений по поводу стиля, манеры. В искусстве есть манера, а есть манерность, считает он. Это разные вещи. Иногда мастера начинают жонглировать излишней манерностью. Он не играет в игру - традиции, авангард. К искусству у него отношение таково, если сразу цепляет профессионализм, работа хорошая.
И не важно, в каком стиле работает автор. Важно то, что цель искусства – затрагивать мысли и чувства. Делать душу чище, ярче, объемней. Это как нельзя лучше обрисовывают слова его любимого немецкого романтика Гессе: «Художник показывая действительность, будит беспокойство, заснувшую совесть и активизирует разум, дает свободу думать самим, искать свой путь». Он дает шанс заглянуть в себя, пройти этот путь. Работа «Король и шут» стала визитной карточкой художника и в прямом, и в переносном смысле, надо отдать должное его тонкому юмору. Человек – король и шут, принц и нищий, вместилище великого и скверны, искушение Сатаны и ангельская чистота, вечное и мимолетное, истина и заблуждение. Художник не стремится водрузить на действительность шутовской колпак. Он живет, наблюдает, анализирует. И рисует. В этом он весь. Неожиданный и ошеломительный .
У картин, как и у людей, есть своя интересная судьба. Например, «Архиоптерикс».
- Было игривое настроение, ощущение куража, представил утро наркомана, когда тот, сосредоточено отковыривает оскалившуюся кафелину и обнаруживает там …архиоптерикса. Написал фрагмент. Потом несколько раз дописывал случившиеся внезапные ассоциации, не глядя на первый фрагмент. Это как в буриме. Прошел год. И вдруг обнаружил – картина как-то сама собой закомпановалась. Получилась готовая работа.
Кисть, обмакнутая в разум
Научить творчеству нельзя, научиться можно, считает автор.
- Когда молодежь, сразу пытается что-то отрицать, я говорю, вы сначала попытайтесь что-то «утащить себе в ассортимент».
Олег преподавал в училище им. Грекова, сейчас на факультете ИЗО в пединституте ЮФУ. Подход педагога – Игнатова - помочь и не мешать раскрыть молодым художникам индивидуальность.
- Я дал вам «костыли»,- в этом весь Игнатов - иронично о сложном,- а теперь свои крылышки сами собирайте по перышкам.
Ребята оценили такую уважительную заинтересованность – забегают к педагогу за советом.
Ему есть, что сказать миру. Он удивляет способностью видеть мир многомерным взглядом. Поражает многослойность его картин – за обычными деталями может скрываться несколько подпланов, как несколько миров. Художнику художниково. Его полотна востребованы, покупают их не только в Ростове. Картины на заказ – это испытание для любого мастера.
- Здесь главное соблюсти водораздел: талант - ремесло. Бывают картины, которые не продаю. Причем, по двум причинам: когда достиг потолка или когда не знаешь, что делать с картиной, она сама живет по своим внутренним законам. Порой получается интересно. Работал как-то, смотрю, на какой-то участок работы уходит больше времени, а должно по идее уходить меньше. Задумался, почему так происходит. Понял: на следующие этапы я ставлю уже большие задачи. Чтобы добраться до потолка.
Для кого-то потолок - это хорошо. Стремился человек, стремился. Достиг, наконец. Ну и, слава богу. Для Игнатова все с точностью до наоборот. Потолок для него – не нечто незыблемое, непререкаемое - это стимул начать новое дело, новый виток. Над его мольбертом высоко висит перчатка. Это мой потолок, шутит Олег. Но в каждой шутке только доля шутки. Для него его потолок – неуспокоенность, желание изменить, достичь, смочь.
- Творческая профессия дает некую свободу. Хотя многое зависит от человека. Некоторым и творческая профессия свободы не даст. Но я не подпишусь, что я всегда буду только художником. Есть масса вещей, которые мне интересны, в которых я бы себя еще попробовал. Например? Менеджер.
Тут Олег Валентинович слегка слукавил. Он уже доказал, что он неплохой менеджер. Правление Ростовского областного Союза художников, которым он руководит, многое делает для художников. Недавно его переизбрали во второй раз председателем правления. Голосовали единогласно, что редкость в творческой среде.
Художник не может быть художником 24 часа в сутки, считает Игнатов. Должно оставаться время для себя, для развития. Он торопится жить, черпает вдохновение, эмоции в самых разных увлечениях. Его рыбалка - азарт, желание поймать зубастую удачу – хитрую рыбу щуку.
- Интуиция подсказывает. Помогает зоркий взгляд художника. Попробуй, улови в космах камышей след рыбы в едва заметной необычности рисунка стеблей. И обязательно надо верить.
Его полотно буден – это бешеная скорость картинга, солоноватые брызги серфинга, конкур на лошади, дайвинг, пейнтбол. Недавно присоединилась стрельба из лука – сплав меткости и красоты. Завораживают Игнатова горы. Вот из этого замысловатого пейчворка эмоций и рождается вдохновение художника. Любит Игнатов «пружинить мозги».
- Это блиц - шахматы, где думать надо быстро и можно выиграть партию… еще до ее начала.
Как и умная книга. Его миропорядку, ощущениям созвучны неоднозначные авторы: Гессе, гротескный сказочник Гофман.
Как и в жизни, Игнатов не отказывает себе в удовольствии решать ребусы, которые ему подбрасывает жизнь, анализируя ситуации, просчитывая ходы.
Так кто же Игнатов, прагматик или романтик? Продолжая традиции, он снова предоставил читателю возможность решить это самому.
Мы помним, Игнатов агрессивно не любит банальные вопросы, зададим каверзный. Игнатов по жизни везунчик?
- Я никогда не был везунчиком, я обычный. В принципе, везение - это всего-навсего, аванс. Потом все равно надо предъявить нечто большее. И главное, надо верить в себя. Как в казино, если веришь, что проиграешь, обязательно проиграешь. Я поддерживаю веру в себя. Если веришь сам – верят другие – приходит успех.
Ирина Дикарева, г. Ростов-на-Дону
Игнатов Олег Валентинович
Председатель правления Ростовского отделения ВТОО «Союз художников России», член международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО, член РО ВТОО «Союз художников России с 1996 года.
Родился в 1964 г. в г. Ростове-на-Дону. В 1991 г. окончил художественно-графический факультет Ростовского государственного педагогического университета, где учился у таких мастеров как у А.П. Черных, В.Н. Стасевич.
В 1994-1998 гг. состоялись персональные выставки в г. Ростове-на-Дону. В 1997 г. за участие в выставке «Золотая кисть» Олег Валентинович был награжден третьей премией ЦДХ г. Москвы. А в 2000 г. профессиональным союзом художников он внесен в единый рейтинг художников и мастеров ХVIII-ХХ вв. в номинации «Живописцы-графики». В 2003 году курировал международный проект «Ключи от рая» (Россия, Бельгия). В 2004 году по итогам Всероссийской выставки «Россия Х» был награжден дипломом Союза художников России. В 2005 г. за сценографию к спектаклю «Судьба человека» он был награжден медалью «К 100-летию М.А. Шолохова». В 2005 г. - участие в Всероссийской выставке, посвященной 100-летию М.А. Шолохова.
В 2005 г. Олег Валентинович был избран председателем правления ростовского отделения ВТОО «Союз художников России».
В 2006 г. награжден серебряной медалью Российской академии художеств, дипломом министерства культуры Ростовской области за проект «Современное искусство — жителям Дона», дипломом и благодарственным письмом Управления культуры ЮВАО г. Москвы за организацию выставки «Художники Дона», посвященной 70-летию Ростовской области в г. Москва.
В 2007 г. занял II место в конкурсе живописи на международной ассамблее искусств в г. Москва. В 2008 г. был участником Региональной выставки «Юг России Х» в г. Сочи. В 2009 г. участник выставки «Россия ХI» (ЦДХ, г. Москва). По итогам Всероссийской выставки «Отечество» (2008 г.), «Россия ХI» (2009 г.) в 2009 г. награжден золотым нагрудным знаком Союза художников России. В 2009 г. награжден почетной грамотой Министерства культуры РФ, благодарностью Российской Академии художеств. В 2009 г. избран делегатом Х Съезда Союза художников России.
В 2010 г. награжден золотой медалью творческого союза художников. Награжден юбилейной медалью «Победа» за личное участие в создании монумента «Город Воинской славы Ростов-на-Дону».
Ирина Дикарева
Ростовское региональное отделение Союза художников России