В Москве открылась выставка "Скульптура сегодня"

22 Мая 2014
Галерея «Т» и Государственный центральный музей современной истории России (Тверская ул, д. 21) представляют выставку «Скульптура сегодня».
Экспозиция развёрнута под открытом небом во дворе музея.
Таким образом, все, кто оказываются в самом центре Москвы на Тверской улице, могут своими глазами увидеть и оценить красоту и величие скульптурных произведений, зайти, посмотреть и даже сфотографироваться с понравившимися работами.
Официальное открытие выставки состоялось 22 мая, но презентация проекта прошла 17 мая в традиционную Ночь музеев.

На открытии экспозиции от музея современной истории России выступила заместитель генерального директора музея по научной работе Тамара Казакова: «Эта выставка была приурочена к Ночи музеев. Девиз этого фестиваля – нужно выйти из стен музея. Конечно, такому фундаментальному музею, с традициями, как наш, это довольно сложно. Но, несмотря на все опасности, мы вышли и этим очень привлекли людей. У нас в этот день было более тысячи посетителей, только одиночных, и ещё около 500 пришли с группами. Этот эксперимент можно рассматривать по-разному. Но для нас он интересен именно тем, что мы стали общаться с посетителем. Приходили люди, которые действительно общались, фотографировались, и это замечательно.
Сама выставка по содержанию очень высокого качества. Здесь представлены прекрасные работы выдающихся скульпторов, некоторые из фондов нашего музея. Надо сказать, что в фондах нашего музея хранится огромное количество превосходных скульптур. И периодически какие-то работы вплетаются в концепции некоторых выставок. Но такой показ скульптур действительно у нас впервые. И я прошу рассматривать эту экспозицию как демо-версию. Потому что мы не хотим останавливаться на достигнутом. И возможно ко Дню города сделаем уже более масштабную выставку».

Участие в проекте принимают ведущие современные российские скульпторы – Владимир Буйначёв, Михаил Дронов, Валерий Евдокимов, Виктор Корнеев, Николай Никогосян, Александр Рукавишников, Дмитрий Тугаринов, Георгий Франгулян, Борис Чёрствый.
Особое место в экспозиции занимают работы скульпторов советского периода Дмитрия Цаплина (1890 – 1967) и Георгия Попандопуло (1916 – 1992).

«Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души», - сказал древний философ Сократ. Все мастера, чьи работы представлены на выставке «Скульптура сегодня», выражают это состояние по-своему, у каждого из них свой индивидуальный, неповторимый стиль, почерк. Собранные вместе в одной экспозиции, эти произведения дают представление о прошлом и настоящем российской скульптуры, о художниках, которые работали и работают в этом сложном жанре.

Дмитрий Цаплин (1890 – 1967) родился в бедной крестьянской семье в Саратовской губернии. Учился в Саратовских высших художественных мастерских (1919—1920), был учеником скульптора Александра Матвеева. Участник выставок АХРР и ОРС (1925—27гг..), и др. В 1927 году был командирован А. Луначарским для работы за границу (Франция, Испания, Англия), где проходили его выставки.
После выставки Цаплина в британской столице лондонский журнал «Лефт ревю» писал: «...Эта небольшая и нерекламированная выставка в своем роде делает историю. Она отмечает... шаг вперед в нашем представлении о том, чем будет социалистическое искусство... это то, о чем могут только мечтать скульпторы пяти шестых частей света...».
Французские газеты называли Цаплина «гениальный русский мужик с Волги».
В 1935 году Дмитрий Цаплин возвратился в Россию и создал целый ряд произведений портретного жанра. Его героями были Чкалов и Жолио-Кюри, Шаляпин и Маяковский, Горький и другие деятели науки, культуры и искусства. Он работал над образом В. И. Ленина, над темой космоса, создавал проекты памятников, обращался к монументально-декоративной скульптуре.
Основные материалы произведений Дмитрия Цаплина — камень и дерево.
Жена художника Татьяна Лещенко-Сухомлина, так описывала работу Цаплина в огромной мастерской: «Притащит камень, взвалит его на пьедестал, (он страшно сильный) и бродит вокруг, потом берет резец и молоток - и сыплются куски, сначала большие, потом все меньше. Он умеет так ударить, что именно такой кусок отскакивает, какой ему нужен».
На выставке «Скульптура сегодня» представлены его работы «Лошадь» и «Некрасов».

Владимир Буйначёв родился в 1938 году в Свердловске. Учился в Строгановском училище. Член Московского союза художников с 1969 г. Действительный член Российской Академии художеств. Участник множества выставок и симпозиумов по скульптуре – международных, российских и московских. Работает в основном в граните, бронзе, дереве, керамике. В 1998 г. издал книгу «Автор «Слова о полку Игореве» известен» в которой привёл множество доказательств принадлежности этого произведения определённому конкретному лицу. В 1999 году расшифровал тайнопись «Слова…» и воссоздал имеющиеся в нём акростихи. Чем ещё раз и с особой очевидностью подтвердил ранее установленное авторство, а также дату написания этого произведения. В это же время, продолжая работать в скульптуре, начал серию работ, посвящённых Князю Игорю.
Произведения Владимира Буйначёва находятся в коллекциях зарубежных музеев и в частных собраниях в США, Швеции, Германии, Болгарии, Венгрии и у нас в стране: в Государственной Третьяковской Галерее и Музее А.С. Пушкина в Москве.
На выставке «Скульптура сегодня» представлены его работы «Я цветочки рвала», «Награждённый венком и грамотой», «Девочка», «Мальчик».

Михаил Дронов родился в 1956 году в Москве в семье известных советских скульпторов. Закончил МГХИ имени В.И.Сурикова в 1980 г. - факультет скульптуры, мастерская профессора М.Ф. Бабурина. Действительный член Российской Академии художеств.
Принимал участие в воссоздании скульптурного убранства храма Христа Спасителя. С творчеством Дронова москвичи хорошо знакомы по созданному им фонтану – ротонде «Пушкин и Н.Гончарова», установленному в российской столице у Никитских ворот к 200-летнему юбилею великого поэта. В конце 2005 года в Амстердаме была открыта скульптурная композиция «Ночной дозор» (авторы М.Дронов и А.Таратынов), воспроизводящая знаменитую картину Рембрандта.
Высокий профессионализм проявляется и в станковых композициях мастера, выполненных в классической традиции, таких как «Последний день Помпеи», «Бегущая по волнам», «Танцовщица», «Святой Петр».
Как сказал Михаил Дронов в одном из интервью: «Самый счастливый момент в работе? Когда что-нибудь придумал, потом сделал - и замысел и результат совпали. Интересно придумать, интересно вылепить, вылепить хорошо... Ну насколько я могу хорошо... И получить удовольствие от результата. Чувствовать себя творцом».
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, музеях США, Германии, многих стран мира.
На выставке «Скульптура сегодня» представлены его работы «Бегущая», «Театр», «Весь мир – театр».

Валерий Евдокимов родился в 1938 году в Москве. Ученик Н.В.Томского и М.Ф.Бабурина, он дебютировал во второй половине 60-х по окончании Московского Государственного художественного института им. В.И.Сурикова, и сразу же получил признание. На выставках 70-80 гг. выполненные в литье из бронзы скульптуры Валерия Евдокимова - напоминающие по форме параболы, спирали, композиции из фрагментов человеческих фигур, воспринимались как нечто, отличное от преобладающих в ту пору исканий.
Кардинальный поворот произошел у Евдокимова в 90-е годы. Он оказался среди немногих, кто сделал решительный шаг к творческой углубленности. На смену отвлеченным идеям пришла неотвязная мысль о судьбе личности. «Мои прежние символические работы стали для меня безликими. В них есть своя пластика, свое пространство и даже своя тональность настроения, но нет личности» - говорит скульптор.
Работы Валерия Евдокимова находятся в музеях, галереях России и стран ближнего зарубежья.
Валерий Евдокимов действительный член Российской Академии Художеств.
На выставке «Скульптура сегодня» представлена его работа «Сварщик в движении».

Виктор Корнеев родился в 1958 году. Учился сначала в Пензенском художественном училище им. К.А.Савицкого, затем в Московском государственном художественно-промышленном училище (ныне МГХПА им. С.Г.Строганова), где занимался в мастерской академика А.Н.Бурганова.
Действительный член Российской Академии Художеств.
Виктор Корнеев часто обращается к жанру ню, однако он также известен как превосходный мастер портрета и весьма редкого в скульптуре жанра – натюрморта. Избрав одной из главных для себя тем изображение человека, извечно свойственное скульптуре, художник использует обнаженное тело как инструмент, позволяющий точнее всего отобразить нюансы эмоционального состояния, внутреннего мира персонажа, даже подсознания.
Персональные выставки Виктора Корнеева проходили в России, Нидерландах, Франции и Швеции, из них две наиболее масштабные состоялись в Московском музее современного искусства (2010) и Третьяковской галерее (2011). Произведения скульптора хранятся в коллекциях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Московского музея «Дом Бурганова».
Немало работ скульптора находится в частных собраниях России и зарубежья: в Германии, Голландии, Китае, Норвегии, Франции, Швеции. Целый ряд композиций в граните установлены в парках, на улицах и площадях городов Китая и Швеции.
На выставке «Скульптура сегодня» представлена его работа «Ступня».

Николай Никогосян родился в 1918 году в армянском селе Шаграр (ныне Налбандян). В 1937—1940 гг. учился в художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде. В 1944—1947 гг. учился в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова, на факультете скульптуры (мастерская проф. А. Т. Матвеева). С 1942 года — член Союза художников СССР.
Академик Российской Академии Художеств (2001). Народный художник СССР (1982). Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Среди работ мастера: надгробие С. Я. Маршака (1967, Новодевичье кладбище, Москва), мемориальная доска В. Э. Мейерхольду (1961, Брюсов пер. 12, Москва), декоративные фигуры на фасаде высотного здания на площади Восстания (ныне Кудринская), Москва), скульптура «Майя Плисецкая» (1967), скульптурное оформление Дворца науки и культуры в Варшаве (за эту работу скульптор был награждён знаком «За заслуги перед польской культурой»).
В неповторимой творческой манере Николая Никогосяна соединились традиции русской школы реалистической скульптуры, которую он воспринял от своего наставника – выдающегося скульптора Александра Матвеева, и национальной пластики Армении, восходящей к искусству Древнего Востока.
Персональные выставки Николая Никогосяна проходили в Москве, Брюсселе, Хельсинки, Ереване, Тбилиси.
Работы скульптора хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Московского музея современного искусства, Музея изобразительных искусств Карелии, других региональных музеев России, а также в Государственной картинной галерее Армении, в художественных музеях Белоруссии, Казахстана, Латвии, Литвы.
На выставке «Скульптура сегодня» представлена его работа «Чернышевский».

Георгий Попандопуло (1916 – 1992) родился и окончил школу в Геленджике, а в 1931 году переехал в Новороссийск, где после ФЗУ работал токарем на вагоностроительном заводе.
Ещё в детстве будущий анималист увлекался резьбой по камню — перочинным ножом вырезал фигурки зверей и птиц на мягкой гальке. Детское увлечение впоследствии превратилось в любимую профессию, дело всей жизни.
В 1937 году Георгий Попандопуло поступил на факультет скульптуры Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), а после окончания института работал в мастерской под руководством Ивана Ефимова.
С 1947 года Георгий Попандопуло член Союза Художников СССР.
С 1952 года – активный участник московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставок. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском Музее, Музее имени Дарвина, Тамбовском краеведческом музее, Красноярском музее имени Сурикова и в музеях других городов.
Его работы отмечались дипломами и премиями Союза художников СССР, МОХФ РСФСР, а также Московского отделения СХ как «Лучшая работа года», и – «За активное участие в выставках».
Парковая скульптура мастера «Олени» (1974 год, кованая медь) установлена в Москве перед гостиницей «Дружба». «Сохраним природу» (1980 год, бронза) установлена в парке Кунцевской больницы. В зоне отдыха дороги Москва-Минск установлены «Тетерев» (бронза), «Вепрь» (бронза), «Глухарь» (бронза) и «Рысь» (бронза, 1980 год). Много работ художника установлено в домах отдыха Подмосковья и стран ближнего зарубежья.
Работы Георгия Попандопуло находятся в частных коллекциях России и за рубежом. Репродукции его работ и публикации о его творчестве представлены во множестве искусствоведческих изданий.
На выставке «Скульптура сегодня» представлены его работы «Лебедь», «Радость жизни».

Александр Рукавишников родился в 1950 году в Москве, в семье скульпторов И. М. Рукавишникова (1922—2000) и А. Н. Филипповой (1923—1988). Александр Иулианович — третий в династии потомственных скульпторов. В 1974 году с отличием окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (мастерская Л. Е. Кербеля). За дипломную работу «Северный рыбак» получает диплом с отличием. В 1984 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР».
С 1993 года заведующий кафедрой скульптуры МГХИ имени В.И.Сурикова.
В 1997 году избран действительным членом Российской академии художеств.
Александр Рукавишников — постоянный участник всероссийских и международных художественных выставок. Персональные выставки Рукавишникова прошли в Центральном доме художника и в залах Российской академии художеств в Москве, в Музее современного искусства Нассау (США), в Галерее Дилеманна (Бельгия) и в других музеях и выставочных залах мира.
Работы Рукавишникова хранятся в собраниях Третьяковской галереей, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.
В 2012 году открылась Мастерская Александра Рукавишникова на Земляном Валу.
На выставке «Скульптура сегодня» представлена его работа «Столыпин».

Дмитрий Тугаринов родился в 1955 году. Окончил Московский Государственный Художественный институт имени В.И.Сурикова. Лауреат премии Московского комсомола. Обладатель 1 места на международном конкурсе портрета в Праге (1985 г.). Обладатель золотой медали Российской Академии художеств. Действительный член Российской Академии Художеств.
Дмитрию Тугаринову было поручено выполнение двух фигур для храма Христа Спасителя — равноапостольного императора Константина Великого и его матери Елены. А к 200-летию перехода через Альпы Суворовым скульптор поставил памятник на перевале Сен-Готард. Он поехал туда за свой счет, взялся создать памятник сам, без всякой оплаты, работая прямо в горах, на месте легендарного перехода. Скульптура стоит на скале, без постамента - непосредственно в горном ландшафте...
Тугаринов создал несколько скульптурных версий пушкинского «Золотого петушка».
Некоторые работы мастера можно увидеть в московском парке МУЗЕОН.
Как отмечает искусствовед Ирина Седова: «Дмитрий Тугаринов идёт к постижению реальности через призму гротеска, скрытой иронии, доходящей до разящего сарказма».
На выставке «Скульптура сегодня» представлены его работы «Берёзка», «Берёзка – 2», «Суворов», «Столыпин».

Георгий Франгулян родился 29 мая 1945 года в Тбилиси (Грузия) в старинном квартале Сололаки. Место рождения, по словам скульптора, во многом определило его творческий метод и отношение к жизни. «Я родился и вырос в Грузии, в Тбилиси, среди гор, - говорит художник. - И мое ощущение пространства было воспитано именно там. Когда видишь, что облака плывут ниже тебя, что орлы летают внизу, и ты следишь за их скольжением на фоне гор, за движением воздушных потоков, поднимающегося тумана, тогда и рождаются ощущения, определяющие твою жизнь».
Георгий Франгулян - Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств, лауреат международных конкурсов, профессор Международной Академии архитектуры.
Георгий Франгулян работает в жанре станковой и монументальной скульптуры с различными материалами, в том числе бронзой, мрамором, деревом, керамикой, если нужно использует воск, стекло, зеркала и даже воду. Особое место в творчестве Франгуляна занимает графика.
Широкой публике Франгулян известен своими монументальными работами в разных городах России и бывшего СССР , а также в Венгрии, Болгарии, Италии, Бельгии. Среди его работ памятник Петру I в бельгийском городе Антверпен, памятник Булату Окуджаве на московском Арбате, надгробие Бориса Ельцина на Новодевичьем кладбище, памятники Иосифу Бродскому и Егору Гайдару в Москве.
На выставке «Скульптура сегодня» представлены его работы «Женские торсы».


Борис Чёрствый родился в Москве в семье дипломата в 1950 году, детство провел в Афинах в Греции. В 1969 году окончил Художественную школу при Академии Художеств России, потом поступил в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова (отделение архитектурно-декоративной пластики).
С 1986 года - член Союза Художников России.
Участник международных симпозиумов и выставок в Италии, Бельгии, Голландии.
Награждён Серебряной медалью Академии Художеств России.
Участник, автор идеи и автор экспозиции выставки «Прикосновение: скульптура по Брайлю» в Государственной Третьяковской Галерее.
Работы Бориса Чёрствого находятся в Государственной Третьяковской Галерее, в частных коллекциях России, США, Голландии, Бельгии, Франции, Чехии, Великобритании, Италии.
Произведения Бориса Чёрствого установлены в Одессе, Тернополе, Самаре, Нефтекамске.
«Искусство Черствого непублично и непублицистично, не рассчитано на большие выставочные залы и толпу; оно интимно и по-настоящему элитарно и завораживающе красиво. Истовая любовь к живой натуре и благородным скульптурным материалам, сливаясь воедино в произведениях Бориса Чёрствого, создают особое ощущение пространства, которое и есть полное одухотворение среды», - отмечает искусствовед Ольга Костина.

Выставка продлится до 22 июня.

Дополнительная информация:

pressa-kino@mail.ru,
8-916-178-90-32
Александра Иванова
Александра Иванова
Галерея "Т"
8-916-178-90-32
pressa-kino@mail.ru