Выставка Жостово "Огонь Столепестковой розы"

28 Февраля 2008
Художественная выставка промысла Жостово «Огонь столепестковой розы», организованная Союзом художников России и Жостовской фабрикой декоративной росписи открывается в 16 часов 5 марта 2008 года в выставочном зале ВТОО «Союз художников России» по адресу ул. Покровка, 37.
На выставке, которая продлится до 19 марта, представлены уникальные авторские работы декоративной жостовской росписи на кованых металлических подносах из запасников Союза художников России, собрания Жостовской фабрики декоративной росписи и частных коллекций.
История жостовского промысла восходит к началу XIX века и связывается с фамилией братьев Вишняковых, в прейскуранте которых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 года».
Первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью, появились в 1830 году и постепенно вытеснили из мастерских табакерки и другие «бумажные» поделки.
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
За свою почти двухсотлетнюю историю жостовские подносы из бытового предмета превратились в самостоятельные декоративные панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Традиции жостовского искусства основаны на исторически сложившемся сочетании художественно-технических приемов изготовления. Традиционными являются формы изделия и технология их изготовления, техника исполнения многослойной росписи масляными красками с применением алюминиевых, бронзовых порошков, перламутра, лака, масла.
Два основных способа живописи – «письмо по-сквозному» и «письмо по-плотному» исполняются в традиционной последовательности – замалевка, сушка живописного слоя, выправка (тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка), сушка следующего живописного слоя.
Композиционное решение художественного и декоративно-орнаментального оформления неразрывно связано с формой изделия.
В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в практике многих поколений местных художников.
Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. В руках живописца набор мягких беличьих кистей различный размеров, специально подобранных по длине волоса и способных вбирать в себя большое количество краски, что необходимо для наложения упругого, долгого мазка.
На открытие выставки приглашены гости из Академии художеств России, Союза художников Московской области, музея Декоративно-прикладного искусства, Министерства культуры России и Министерства культуры Московской области, Правительства Московской области, Федерального агентства по промышленности РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Государственной Думы, представители знаменитых жостовских династий.
Елена
Жостовская фабрика декоративной росписи
(495) 981-39-89,
fabrika1825@bk.ru