Спорт и изящные искусства

22 Декабря 2011
Высказываясь по поводу соотношения спорта с изящными искусствами, Роберт Остерхудт (1972) затронул вопрос о выразительных средствах различных форм искусства: 

Каждое из искусств (от архитектуры до музыки) обращается к высоким уровням сознания, причем характеризуется ярко выраженным своеобразием. Несущественные с точки зрения логики различия в средствах и способах художественного воплощения дают нам поучительные данные. В этом смысле искусства различаются настолько, насколько отличаются друг от друга присущие им выразительные средства. Музыку не перенесешь на холст, а образы архитектуры не выразишь языком театра. Точно так же — если иметь в виду только способы воплощения— нельзя передать в скульптуре все движения человека, нельзя отразить адекватно на бумаге спортивные соревнования... Выразительным средством в спорте являются движения человека.
Из признания того, что «выразительным средством в спорте являются движения человека», логически следует, что движения человека — это искусство. Остерхудт не решается это сказать, но такая мысль достаточно ясно присутствует в ходе его рассуждений.
Хотя Остерхудт и не говорит, что движение человека— это искусство, он все же утверждает, что атлет в высокой степени восприимчив к действиям и к тем изменяющимся и статичным формам, которые окружают его в процессе занятий каким-либо видом спорта. Воспринимает ли спортсмен архитектуру стадиона как часть эстетического бытия? Остерхудт ответил бы, наверное: да, воспринимает. Ощущают ли яхтсмен и пловец эстетические элементы водной среды? Если ощущают, а Остерхудт, по-видимому, подтвердит нам это, одинаково или различно понимание ими ее красоты? В значительной степени эти вопросы можно считать риторическими. Но если не считать, что ответы заключены в вопросах, то их можно быстро найти. И не так важно, согласимся мы или нет с утверждением, что, «каковы бы ни были художественные достоинства большинства видов спорта, их нельзя сравнивать с живописью или какими-либо другими преднамеренно созданными произведениями искусства» (Элен Гербер, 1972).
Важно, что анализ «преднамеренно созданного произведения искусства», применяющий классические методы разбора и толкования, может быть очень плодотворным для более глубокого понимания спорта как искусства. То есть знание основных законов формы, линии, цвета и светотени, которое помогает выявить эстетическую ценность произведения изобразительного искусства, может быть с успехом применено и к спорту. Картину на тему спорта, например, можно анализировать: 1) как обычное произведение живописи — с точки зрения рисунка, цвета, композиции и 2) как изображение спортивного момента. Ясно, что изучающих изящные искусства привлечет первый аспект, а спортсмен, преподаватель физического воспитания или студент, изучающий спортивную науку, сосредоточится на втором. Богатый материал дает анализ спортивных фотографий, помещенных в газетах и журналах. Всегда следует помнить, что фотограф, сделавший интересный снимок, обладает некоторой подготовкой в области искусств и умением «видеть», а редактор, отбирающий снимки для печати, не лишен навыков художественной подачи материала. Сходные принципы имеет анализ спортивной скульптуры. Наиболее очевидна ассоциация между спортом и архитектурой, зданиями стадионов например, которые добавляют эстетические черты силуэтам современных городов.
При рассмотрении взаимоотношений спорта и искусства следует учитывать:
1. проблему определения сущности спортивной живописи или спортивной скульптуры;
2. различный подход к изображению спорта художником-спортсменом и художником, не имеющим к спорту прямого отношения;
3. различия в изображении индивидуальных и командных видов спорта в живописи и скульптуре;
4. изменение приемов живописи и скульптуры, которые используются для изображения спорта.
Авангард
Спорткомплекс АВангард
Украина, город Киев,улица Мельникова, д. 48 время работы: ежедн. 6:00-24:00 Спортивные школы +38 (44) 483-24-97 +38 (44) 483-34-88
avangardsport@ukr.net
Спортивная акробатика