События и персоны 2012 года - Рейтинг национальной российской газеты "Музыкальное обозрение"

26 Февраля 2013
СОБЫТИЯ И ПЕРСОНЫ 2012 ГОДА

РЕЙТИНГ ГАЗЕТЫ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»

Рейтинг национальной российской газеты «Музыкальное обозрение» — «Персоны и события года», определяемый ежегодно с 1995 года, — единственная в России профессиональная награда в области академической музыки.
Лауреаты газеты — элита музыкальной России. В их числе М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Архипова, В. Гергиев, Ю. Темирканов, Ю. Башмет, В. Федосеев, М. Плетнев и многие другие выдающиеся музыканты, общественные деятели, руководители регионов, внесшие значительный вклад в развитие музыкальной культуры.
События, организации, проекты, отмеченные в рейтинге «Музыкального обозрения», — золотой фонд нашей культуры.
Критерии включения в список «Персон и событий» ежегодно корректируются, но всегда главное — вклад лауреата в развитие отечественной музыкальной культуры в минувшем году.

Персона 2012 года — молодое поколение

Екатерина ВАСИЛЕВА

Талантливый представитель новой генерации режиссеров музыкального театра. Явлениями музыкальной жизни стали ее постановки опер «Дневник Анны Франк» Г. Фрида в Камерном театре им. Покровского (спектакль и режиссер выдвинуты на «Золотую маску»), «Ангел и психотерапевт» Е. Подгайца в проекте «Открытая сцена» (на«Золотую маску» номинирован композитор), «Дитя и волшебство» М. Равеля в Новой опере, по многим параметрам превзошедшая премьеру в Большом театре. В марте в Новосибирском театре оперы и балета состоится премьера еще одного спектакля Е. Василевой — оперы И. Стравинского «Мавра».

Персона 2012 года

Дмитрий ВДОВИН

Один из самых успешных российских педагогов по вокалу, отметивший в 2012 50-летие, говорит: «Певец должен найти своего учителя, который возьмет его за руку и поведет к мастерству». Д. Вдовину обязаны своими успехами многие звезды современной российской оперы: А. Шагимуратова, Е. Сюрина, Д. Корчак, В. Ладюк, Р. Погосов и другие, поющие на сценах лучших театров России и за рубежом. Главный его проект последних лет — Молодежная оперная программа Большого театра России, художественным руководителем которой он является с 2009.

Персона 2012 года

Александр ДАНИЛОВ

Ректор Ростовской консерватории резко и убедительно выступил против абсурдного мониторинга, проведенного Министерством образования и науки — единственный из руководителей вузов, признанных неэффективными.Данилов обратился с открытым письмом к министрам образования и культуры и подал заявление об уходе в знак протеста против того, что одна из лучших консерваторий России, ставшая таковой именно благодаря его многолетней деятельности на посту ректора, была оскорблена и унижена. Перед Новым годом заявление было удовлетворено учредителем вуза — Министерством культуры. Еще один яркий представитель элитного ректорского корпуса покинул свой пост.

Персона 2012 года

Александр МАРЧЕНКО

Директор Новосибирской средней музыкальной (колледжа), одной из ведущих в стране. При его непосредственном участии в кратчайшие сроки, менее чем за год, был построен Концертный зал НСМШ (колледжа). Умело используя ресурсы Попечительского совета и властных структур, Марченко добился включения строительства в федеральную программу финансирования (бюджет стройки — 260 млн. руб.). Зал на 300 мест обладает отличной акустикой, оснащен современным профессиональным оборудованием, на сцене — новый концертный рояль. Учитывая дефицит в Новосибирске современных концертных залов, открытие зала НСМШ (колледжа) — знаковое событие в музыкальной жизни крупнейшего города Сибири и всей восточной части России.

Персона 2012 года

Денис МАЦУЕВ

Слово Д. Мацуевана заседании Президентского совета по культуре 25 сентября,по сути, спасло и сохранило в неприкосновенном виде специальные музыкальные школы России.Пианист высказался в защиту этих школ, которым согласно проекту Закона об образовании грозило резкое снижение статуса. А это означало бы фактически разрушение стройной системы профессионального музыкального образования, сложившейся в России.
«Очень мало этих специальных школ, восемь… на мой взгляд, им нужно придать специальный статус, потому что если они будут подчиняться общим стандартам, то о нашей великой русской исполнительской школе через некоторое время можно будет забыть», — отметил Мацуев. В. Путин отреагировал немедленно: «Если этот стандарт их убивает, он неприемлем абсолютно, я обращаю на это внимание министра культуры. Так называемые десятилетки, если они умрут — мы невозвратно потеряем то, чем гордимся столетиями, я полностью согласен».
Уже на следующий день вице-премьер О. Голодец и министр культуры В. Мединский побывали в ЦМШ при Московской консерватории. И в принятом вскоре новом Законе об образовании введено положение, закрепляющее положение ССМШ как ключевого звена музыкального образования, ибо они были и остаются в России главными кузницами музыкальных талантов.
Нужно отметить и усилия директоров спецшкол А. Марченко, М. Хохлова, В. Овчинникова, Комитета по культуре Госдумы и конкретно депутата М. Максаковой-Игенбергс.
Д. Мацуев уделяет много внимания общественной деятельности.Он член Президентского совета по культуре и искусству, Президент фонда «Новые имена», организатор крупных фестивалей («Крещендо», «Звезды на Байкале» в Иркутске, фестиваль в Перми). В июле 2012 Д. Мацуев занял пост председателя Общественного совета при Министерстве культуры (после того как от него отказалась И. Прохорова).

Персона 2012 года

Анатолий РЯБОВ

Преподаватель ЦМШ стал символом борьбы не только против вопиющей несправедливости, но и за сохранение традиций и принципов русской педагогической и исполнительской школы. А. Рябов без всяких на то оснований был обвинен в педофилии.Сфальсифицированное от начала до конца «дело», по сути, поставило под угрозу всю систему российского музыкального образования. Эта история вызвала грандиозный общественный резонанс. На кону стояла репутация лучшей музыкальной школы страны, из стен которой вышли сотни выдающихся музыкантов. Можно отметить принципиальность и присяжных, и суда высшей инстанции, подтвердившего оправдательный вердикт. Но, хотя на сей раз справедливость восторжествовала, наличие пробелов в законодательстве внушает тревогу: ведь подобное может повториться где угодно и в любой момент.

Персона 2012 года

Владимир ТОЛСТОЙ

Назначение В. Толстого советником Президента по культуре — один из сильных ходов в кадровой политике В. Путина, получивший одобрение культурной общественности. Толстой имеет безупречную репутацию, пользуется уважением в культурном сообществе. Подкупают его интеллигентность, глубокое понимание специфики культурных процессов, честная и принципиальная позиция в отстаивании интересов учреждений культуры (будь то музеи, заповедники, библиотеки, Государственный институт искусствознания). Ему принадлежит важная роль в изменении формата и повышении статуса Президентского совета по культуре и искусству, создании Межведомственных комиссий.

Персона 2012 года

Эдуард ФЕРТЕЛЬМЕЙСТЕР

Ректор Нижегородской консерватории нашел мудрую, принципиальную и уравновешенную позицию в намечавшемся конфликте с Нижегородской епархией, неожиданно предъявившей права на помещение ННГК. Переезд учебного заведения (более 700 студентов, более 200 преподавателей, 2 органа, около 150 пианино и роялей, почти 114000 единиц нотных и книжных изданий, студия звукозаписи и т.д.) обернулся бы катастрофой.
На стороне консерватории выступила общественность, пресса, блоггеры, тысячи людей (на одном только портале «Демократор» было оставлено около 6000 подписей), не согласных с претензиями РПЦ. Проблему удалось решить путем переговоров, и на сегодняшний день вопрос о переезде консерватории в другое здание снят с повестки дня.
26 декабря Э. Фертельмейстер, более 15 лет работающий на посту ректора Нижегородской консерватории, отметил 65-летие.

Персона 2012 года

Андрей ШИШКИН

К своему 100-летию Екатеринбургский театр оперы и балета под руководством директора А. Шишкина подошел с впечатляющими результатами. За шесть лет его руководства совершен огромный рывок вперед. Театр получает грант Правительства РФ. Посещаемость спектаклей увеличилась в 1,5 раза. Шишкин пригласил молодых перспективных руководителей: главного дирижера П. Клиничева (дирижер ГАБТ России), главного балетмейстера В. Самодурова. В предъюбилейном и юбилейном сезоне поставлены такие спектакли, как оперы «Граф Ори», «Борис Годунов», балет «Amorebuffo», получившие высокие оценки специалистов и критиков. Ранее — «Любовь к трем апельсинам», принесший театру первую в его истории «Золотую маску».

Персона 2012 года

Владимир ЮРОВСКИЙ

С тех пор как В. Юровский в конце 2011 возглавил Госоркестр России, коллектив уверенно движется по пути возрождения былой славы и возвращения статуса первого оркестра страны, лица отечественной симфонической культуры (каковым он являлся на протяжении многих десятилетий). ГАСО, переживавший серьезный кризис, получил мощный импульс интенсивного развития. В 2012 под руководством нового художественного руководителя подготовлен ряд программ, показавшихнесомненный прогресс ГАСО. Коллектив доказал, что достойно носит имя Е.Ф. Светланова.
Кроме того, В. Юровский регулярно появляется за пультом ведущих отечественных коллективов (премьера «Руслана и Людмилы» в Большом театре; регулярные выступления с РНО, в т.ч. концерт-открытие IV фестиваля РНО; юбилейный концерт С. Слонимского с оркестром Михайловского театра). С Лондонским филармоническим оркестром, который он возглавляет с 2007, дал два концерта на III фестивале М. Ростроповича. Выпускник Музыкального училища при Московской консерватории, В. Юровский стал одним из инициаторов возрождения традиции посвящения первокурсников в студенты в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину. Общаясь с журналистами, дирижер авторитетно излагает свое мнение по поводу российской оркестровой и оперной действительности. Сегодня В. Юровский занимает значительное место в музыкальной жизни страны, широко востребован и в мире.

Событие 2012 года

Филармонический сезон Концертного зала Мариинского театра

«Мариинка-3» фактически стала второй филармонией Санкт-Петербурга. Один из лучших новых концертных залов в стране, выделяющийся и масштабами деятельности, и уникальными акустическими параметрами, и качеством художественных проектов: постановки и концертные исполнения опер, балетные спектакли, симфонические камерные и сольные концерты, уникальные циклы сочинений крупной формы (симфоний, инструментальных концертов, сонат), исполнение ораторий и кантат; фестивали («Лики современного пианизма», фестиваль современной музыки «Новые горизонты», «Масленица», «Брасс-вечера в Мариинском»), органные концерты, гастроли самых выдающихся исполнителей мирового класса, детские абонементы, трансляции в 3D формате.

Событие 2012 года

Второй симфонический форум в Екатеринбурге
Организатор — Свердловская филармония (директор Александр Колотурский)

Самое представительное симфоническое собрание года. Форум включает парад-фестиваль симфонических оркестров России (7 коллективов из Москвы, Екатеринбурга, Белгорода, Волгограда, Красноярска, Петрозаводска); Всероссийский круглый стол «Оркестр и новая музыка: вместе и параллельно»; Всероссийское совещание (круглый стол) руководителей симфонических оркестров «Симфонический оркестр в современной России: актуальные проблемы»; семинар Союза концертных организаций России «Оркестровый менеджмент как залог успеха оркестра»; Конкурс композиторов на создание симфонической музыки для детей «Петя и Волк – 2012». GuestStar форума стал всемирно известный маэстро, в конце 1980-х – начале 1990-х главный дирижер Уральского филармонического оркестра А. Борейко.
Проведение форума в Екатеринбурге подчеркивает значение деятельности Свердловской филармонии, вся работа которой «заточена» в первую очередь на симфоническом оркестре, одном из топ-коллективов России, признанном и в мире.

Событие 2012 года

Третий фестиваль Мстислава Ростроповича
Организатор — Фонд Мстислава Ростроповича
(художественный руководитель Ольга Ростропович)
Фестиваль, посвященный 85-летию М.Л. Ростроповича и освященный именем великого музыканта, поразил своими масштабами, насыщенностью значимыми событиями и количеством выдающихся исполнителей. 7 оркестров (4 российских и три зарубежных); премьера авторской версии «Ивана Грозного» С. Прокофьева и концертное исполнение «Катерины Измайловой» Шостаковича. Дирижеры В. Юровский, Ю. Темирканов, П. Ярви, А. Паппано. Среди солистов — М. Венгеров, Д. Герингас, Р. Бухбиндер, И. Монигетти, А. Князев… Парад виолончелистов (одновременно более 60!). Все участники — исполнители и коллективы — так или иначе были связаны в своей творческой жизни с маэстро Ростроповичем.
Фестиваль впервые сделал шаг в города России, с каждым из которых (Воронеж, Саратов, Нижний Новгород) Ростроповича связывало очень многое. Выставка «Судеб скрещенье…» в Музее им. Глинки была посвящена жизни и творчеству М. Ростроповича, Г. Вишневской, их семье, уникальной коллекции культурных ценностей, собранных ими более чем за полвека. Главным событием Фестиваля, событием государственного масштаба с участием президента В. Путина, стало открытие памятника М.Л. Ростроповичу в Брюсовом переулке, напротив Дома композиторов, где до отъезда из СССР жили Ростропович и Вишневская. Также в дни Фестиваля было объявлено о создании в Москве Центра культурного и исторического наследия М. Ростроповича и Г. Вишневской.

Событие 2012 года

Фестиваль «Дягилев P.S.» в Санкт-Петербурге
Организатор — Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства (художественный руководитель Наталья Метелица)

Центральной фигурой форума стал выдающийся хореограф современности Д. Ноймайер: фестиваль был посвящен его 70-летию. Многогранная личность, Ноймайер явился идеальной персоной для столь же многогранного события, уникального мультипроекта. В пять дней фестиваля уместились два представления его балета «Дама с камелиями»; гала-концерт «Ноймайер без границ» с участием солистов Гамбургского балета, учеников Школы и артистов новой, созданной Ноймайером «Национальной молодежной труппы»; презентация книги Н. Зозулиной «Д. Ноймайер в Петербурге» (признанной экспертами «МО» одной из лучших книг прошлого года); научная конференция «Д. Ноймайер. Аспекты творчества» (впервые в истории подобная конференция была посвящена творчеству ныне здравствующего хореографа); выставка «В. Нижинский и Д. Ноймайер». Сам «виновник торжества» принял участие во всех мероприятиях.

Спектакль 2012 года

Р. Штраус
«Кавалер розы»
Государственный академический Большой театр России
Режиссер С. Лоулесс
Дирижер В. Синайский

Умный, тонкий, красивый, ироничный спектакль стал, по сути, сенсацией: ведь это едва ли не первая в России (исключая спектакль 1928 в Ленинграде) постановка культовой партитуры классика оперного жанра ХХ века. Англичанину С. Лоулесс удалось объединить традицию и новаторство, тонко рассчитать средства выразительности, показать многослойность смыслов произведения, сделать так, что сюжет воспринимается легко и непринужденно. Несмотря на продолжительность около 4 часов и сложный штраусовский язык, спектакль идет на одном дыхании.
Союзниками Лоулесса в этом стала блестящая интернациональная команда певцов, в которой заметную роль играли молодые солисты ГАБТ, и великолепный оркестр под управлением В. Синайского.

Спектакль 2012 года

М. Мусоргский
«Борис Годунов»
Екатеринбургский академический театр оперы и балета
Режиссер А. Титель
Дирижер М. Гюттлер
Художник В. Арефьев

Екатеринбургский «Борис Годунов» представлен как универсальная модель российского общества последних 600 лет. Спектакль — предельно откровенный и жесткий разговор о «микрофизике власти», о том, что происходит с человеком, который несет это бремя, о российской действительности. Спектакль, в котором нет ни одного положительного героя. Приближенные предают и продают, строят интриги, народ придумывает небылицы, ненавидит правителя и клевещет на него. Царь боится и своего окружения, и народа, ненавидит и тех и других. И он тоже виновен, ибо невозможно быть у власти и не переступить границ совести.
Спектакль, заставляющий задуматься и о прошлом, и о будущем, которое может оказаться таким же, как и прошлое. Вскрывающий самые животрепещущие темы, сущностные моменты российского менталитета, взаимоотношений взрослых с детьми, власти с народом, актуальные на протяжении всей российской истории.

Спектакль 2012 года

М. Глинка
«Жизнь за царя»
Челябинский театр оперы и балета
Режиссер и художник А. Сергеев
Дирижер А. Гришанин

Постановка первой русской классической оперы стала событием не только художественного, но и общественного значения в масштабе страны. Сегодня эта опера идет только в двух театрах России: Мариинском и Челябинском. Спектакль, поставленный в год 400-летия исторической победы 1612 года и накануне 400-летия Дома Романовых, стал «точкой сборки» важных политических и культурных смыслов, которые определили особый статус этой работы, ее высокий эмоциональный градус. Спектакль стал и безусловным творческим достижением театра. Его можно назвать одной из серьезных заявок на решение проблемы постановки русской классической оперы. Приход таких специалистов, как музыкальный руководитель А. Гришанин и главный режиссер А. Сергеев, обозначил новые ориентиры и задачи, которые коллективу удается успешно решать.
«Очень сложно в полной мере передать ту атмосферу сопричастности, которая возникла сразу, с первой же минуты сценического действия, а в процессе исполнения оперы еще более усиливала обостренное внимание публики — к каждому повороту фабулы, к каждой фразе певца или хора, к каждой вокальной или инструментальной мелодии.
Челябинский спектакль словно бы обращается не столько к сознанию публики, сколько к ее подсознанию. Ощущение стремительности в развертывании трагических событий они резко усилили, добившись результата уникального за всю историю театральных интерпретаций “Жизни за царя”» (Е. Левашев, «МО»).

Спектакль 2012 года

Дж. Россини
«Граф Ори»
Екатеринбургский академический театр оперы и балета
Режиссер И. Ушаков
Дирижер П. Клиничев
Художник А. Кондратьев

К своему 100-летию и 220-летию Дж. Россини Екатеринбургский театр оперы и балета поставил одну из лучших опер композитора, не шедшую в России с 1838. Для воплощения этой сверхсложной задачи, заключавшейся, прежде всего, в адекватном воспроизведении стиля Россини, а также в исполнении оперы на французском языке.была собрана мощная команда: режиссер ГАБТ И. Ушаков, главный дирижер театра (и дирижер ГАБТ) П. Клиничев, консультант по вокалу Д. Вдовин, приглашенный из Уфы хормейстер Э. Гайфуллина, главный художник театра «Ленком» А. Кондратьев, художник по костюмам И. Белоусова, концертмейстер оркестра Большого театра В. Скляревский, педагог-репетитор по французскому языку А. Черкасская (выпускница Парижской консерватории), солист из Москвы Д. Трунов, чье исполнение заглавной партии стало откровением.
Режиссер И. Ушаков сделал ставку на пластику, выстраивая отношения героев внутри музыкальных форм, черпая вдохновение в каждой мизансцене. Гармония с музыкальным материалом позволила режиссеру достичь того, что действие не выдохлось к финалу, как это часто бывает, а вырвалось к финишу на всех парусах.
Свою высшую форму показал оркестр под управлением П. Клиничева, благодаря работе которого был достигнут эффект энергетически заряженного, импульсивного действия. Чувствовалось удовольствие от качества собственного исполнения и радость музицирования, и как следствие — необходимые для исполнения Россини легкость и изящество.
В целом постановка стала блестящим успехом театра, продуктом организационной и творческой работы всего коллектива во главе с директором А. Шишкиным. Спектакль продемонстрировал максимальное приближение к духу россиниевского театра, а также стал успешным коммерческим проектом. И теперь театру принадлежит слава победителя.
Ну а юбиляр, Россини (точнее, актер, невероятно похожий на композитора), сидя в ложе, с удовольствием наблюдал за происходящим. (Е. Левашев,
Экспертный совет газеты "Музыкальное обозрение"
Национальная российская газета "Музыкальное обозрение"
Телефон:т + 7 (945) 927 02 54
muzobozrenie@mail.ru