Ответственность за обман потребителя: основы правовой защиты потребителей
Зачастую обман потребителя происходит во время покупки того или иного товара на различных рынках, а также на торговых площадках. Если обратиться к статистике, то более пятидесяти процентов покупателей были, так или иначе, обмануты продавцами товаров и услуг. Обманывая покупателей, продавцы преследуют цель обогатиться за счет покупателя незаконным способом.
Распространенные виды обмана потребителей:
- Реализация продуктов питания с истекшим сроком годности.
- Реализация товаров, приобретенных у сомнительных поставщиков.
- Недовес или обвес товаров.
- Продажа фальсификата.
- Обсчет при продаже товаров.
Зачастую продавцы обманывают пожилых людей, детей, доверчивых людей и людей в нетрезвом виде, с целью незаконной прибыли.
Несомненно, заработав нечестным путем деньги, продавец наносит моральный ущерб покупателю, который может негативно повлиять на здоровье потребителя.
Как бороться с нарушениями в торговой системе?
В России создана специальная организация, задача которой является борьба с нарушениями в торговой системе. Если покупатель получил ущерб от продавца, был обманут, он вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Чтобы доказать свою правоту, необходимо сохранять чеки покупки, некачественный товар, можно снять ситуацию, возникшую между продавцом и покупателем на телефон, написать отрицательный отзыв в Книге жалоб по возможности собрать показания свидетелей и попросить номера их телефонов для будущей связи и т. д. Все это будет прямым доказательством правоты потребителя. После сбора необходимой информации можно обратиться с заявлением в Роспотребнадзор и ждать решения.
После того как покупатель обратился за помощью в государственную организацию, продавец может понести административную или уголовную ответственность, которая наступает после решения суда.
Чтобы жизнь людей стала лучше и торговые точки обманывали реже, следует в случае незаконной наживы обращаться за защитой своих прав в государственные правоохранительные органы.
Правовая защита потребителей
Обманывая, продавец наносит сильный ущерб не только покупателю, но и обществу в целом. Последствиями становятся: понижение уровня жизни людей, ухудшение здоровья, повышение смертности, отсутствие доверия к торговым точкам.
К стране, где происходят постоянные обманы и фальсификации, относятся другие государства с недоверием на международном рынке и в политике. Все это приводит к снижению вложений в экономику страны. Поэтому в Российской Федерации существует законодательство, которое регулирует все неправомерные действия продавцов.
Если в торговой точке происходит обман, то такая точка несет правовую ответственность в виде административного наказания или уголовной ответственности.
Сферы, где происходят частые правонарушения:
- Продажа промышленных товаров.
- Места общественного питания и продажи продуктов.
- Услуги бытового характера.
- Жилищно-коммунальные компании.
Наказание за несоблюдением правил, регламентируемых законодательством.
Защита населения определяется статьей 14 КоАП РФ и статьей 200 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Человек, который привлекается к одной из ответственности, должен быть психически-вменяемым и достигнуть совершеннолетия.
В случаях, если обман не несет высоких потерь и не является умышленным, продавец несет только административное наказание. В других случаях, при сильных ущербах, наступает уголовное наказание, которое регламентируется статьей 200 УК РФ.