ЖКХ-2015: проблемы и решения

26 Октября 2015
Среди основных проблем в данной сфере респонденты выделили устаревшие коммуникации (13%), несвоевременный вывоз мусора и плохую уборку территорий (7%) и перебои в подаче воды (6%). Сумму оплаты за жилищно-коммунальные услуги 50% россиян считают слишком большой, 43% – приемлемой. Ситуацию в сфере ЖКХ комментирует Керим Сунгуров, Первый заместитель генерального директора ГКУ «Дирекция строящихся объектов «Новострой», заслуженный строитель республики Дагестан.
Жилищно-коммунальные услуги — сфера, которая находится под постоянным контролем российского гражданского общества. В силу ряда причин население не доверяет компаниям, оказывающим услуги ЖКХ, поэтому в этой области нелегко достичь консолидированного единого мнения. Основным фактором, обуславливающим такую ситуацию, является исторически сложившаяся практика отсутствия альтернативы при выборе поставщика услуг в сфере ЖКХ. Однако сегодня положение дел иное. Теперь многие услуги оказываются коммерческими компаниями, которые заинтересованы в предоставлении высококачественного сервиса, т.к. от этого зависит их собственное пребывание на рынке. Современная система контроля способствует тому, что недобросовестные компании уходят с рынка. Этому будет способствовать и планируемое появление новых общественных организаций, которым население будет делегировать право контроля над работой управляющих компаний, тарифами и качеством услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Среди основных проблем в сфере ЖКХ стоит отметить основные фонды и коммуникации, требующие обновления. Это непростая задача, требующая серьезных капиталовложений. Так, суммарные тепло потери в сетях, в том числе из-за износа труб, достигают 30% произведенной энергии. Необходимо обновление генерирующих мощностей; при существующем уровне износа инженерного оборудования требуется модернизация коммунальных котельных, так как на сегодняшний день их КПД не превышает 20-40%, вследствие чего возникает перерасход топлива. Сегодня физический износ основных фондов отрасли превышает 60%.
Также стоит акцентировать внимание на локальных проблемах: вывоз мусора, подача горячей воды и т.д. Если с мест поступают такие сигналы, необходимо обратить внимание на качество работы управляющей компании, а также на общее состояние ТЭЦ, тепловых сетей. Жителям необходимо знать: при предоставлении услуг ненадлежащего качества, размер платы за коммунальные услуги может быть изменен в соответствии с правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 ¹491.
При определении размера оплаты жилищно-коммунальных услуг стоит помнить, что ЖКХ само по себе неликвидная отрасль. Размер оплаты рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в строгом соответствии с федеральными законами. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что суммы за услуги ЖКХ сбалансированы и строго соответствуют объёму используемых услуг. Кроме того, существует целый комплекс федеральных и региональных льгот. Скидка при оплате услуг ЖКХ предоставляется многодетным семьям, ветеранам труда, детям сиротам и т.д. Среди других мер социальной поддержки населения отметим монетизацию льгот в сфере ЖКХ, субсидии для малообеспеченных слоев населения. Они предоставляются из Федерального или Регионального бюджета в соответствии со статьёй 159 Жилищного кодекса РФ.
В Послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин особо подчеркнул необходимость активно привлекать частный капитал, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства, повысить эффективность использования энергии в жилищно-коммунальном секторе. Этому поручению соответствует разработанная Министерством регионального развития России «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на 2010-2020 годы», концепция которой утверждена Правительством Российской Федерации. Данный документ открывает отрасли доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам. Федеральные средства запустят механизм привлечения частных средств. И здесь очень важно, чтобы государство создало определённые условия для частного инвестора, создало эффективно работающие механизмы государственно-частного партнерства.
Панченко Александр
Clever Head
+79151604635
aleksandr.panchenko@clever-head.net