В связи с кризисом работодатели пересматривают бонусы
9 Декабря 2008
Тема управления персоналом в условиях мирового финансового кризиса остаётся одной из важнейших тем этих дней. От грамотно выбранной руководителем стратегии управления зависит будущее бизнеса компании, потому что эффективность работы персонала – одно из слагаемых успешного развития компании.
Мировой финансовый кризис, с одной стороны, приносит много проблем компаниям, так как вынуждает предприятия нести потери в заказах, замораживать недавно начатые или запланированные проекты, сокращать расходы на персонал, но, с другой стороны, новые условия открывают и новые возможности для развития компаний.
Согласно результатам проведённого компанией АВЕНИР исследования рынка труда, в котором приняли участие более 30 компаний из Москвы и Санкт-Петербурга, сокращение численности персонала пока не входит в число наиболее распространенных мер по противодействию кризису. Эта мера в большей степени может коснуться офисного персонала, в частности, менеджеров высшего и среднего звена. Среди потенциально «опасных» специальностей лидируют отделы по связям с общественностью, управление персоналом, управление проектами, финансы и бухгалтерия.
Обзор среди компаний Москвы показал, что среди значимых статей расходов, претерпевших изменения, можно назвать, в первую очередь, пересмотр бонусной или комиссионной политики компаний. Более половины (56% от общего количества) компаний заявили об уменьшении бонусов для своих работников. При этом уже сейчас понятно, что пересмотр в большей степени затронул персонал высшего и среднего звена. Младшее звено персонала эти изменения коснулись в меньшей степени от части из-за того, что у таких работников бонусы или минимальны или в принципе не предусмотрены политикой компании. Еще один способ уменьшить затраты – сокращение расходов на социальный пакет. Такие мероприятия запланированы у 28% опрошенных компаний.
Согласно исследованиям, проведённым в Санкт-Петербурге, самым популярной мерой стало сокращение расходов на обучение и переподготовку персонала. О таком решении заявили 46% опрошенных компаний, причем затраты на обучение как высшего, так и среднего и младшего звеньев сокращаются компаниями практически в равных пропорциях. Все компании отметили такие изменения в отношении офисного персонала высшего и среднего звена. Офисный персонал младшего звена и линейный персонал на производстве данные мероприятия коснутся чуть в меньшей степени.
Информационно-аналитический отдел компании АВЕНИР отмечает, что есть компании, которые ожидают значительного «падения» уровня зарплат и финансовых запросов потенциальных соискателей. В условиях кризиса первыми, от кого в целях сокращения издержек стараются отказаться, являются неэффективные и переоцененные сотрудники, которые, потеряв работу, действительно существенно падают в цене и снижают свои финансовые ожидания. Но стоит ли ориентироваться на эти «обновленные» рыночные цифры? Видимо, нет. По крайней мере, на этапе первой волны сокращений. Те же сотрудники, которые остаются в компании, – это, как правило, люди, которыми компания дорожит. Они пройдут естественный отбор кризисом, способны продолжать эффективно действовать в условиях нестабильности и неопределенности, готовы в трудные для компании дни, месяцы и даже годы принимать на себя дополнительную нагрузку, выполнять функции и задачи, стоявшие раньше перед сокращенными коллегами. Именно такими сотрудниками, способными «пронести» компанию через кризис, работодатели очень дорожат и оберегают их. Соответственно, их компенсационные пакеты вряд ли будут претерпевать какие-либо существенные изменения, по крайней мере, в ближайшие полгода - до того момента, когда могут наступить определенные структурные изменения на рынке в целом или в отдельно взятой отрасли. Их зарплаты могут измениться лишь в том случае, если из-за ухудшения финансового состояния компаний, в которых они работают, эти специалисты всё же попадут под волну сокращений и будут вынуждены при поиске новой работы наряду с остальным рынком снижать свои зарплатные ожидания.
Таким образом, вопрос сохранения эффективных сотрудников является для компаний одним из важнейших, на котором следует сосредоточить свое внимание, проводя антикризисные меры.
Мировой финансовый кризис, с одной стороны, приносит много проблем компаниям, так как вынуждает предприятия нести потери в заказах, замораживать недавно начатые или запланированные проекты, сокращать расходы на персонал, но, с другой стороны, новые условия открывают и новые возможности для развития компаний.
Согласно результатам проведённого компанией АВЕНИР исследования рынка труда, в котором приняли участие более 30 компаний из Москвы и Санкт-Петербурга, сокращение численности персонала пока не входит в число наиболее распространенных мер по противодействию кризису. Эта мера в большей степени может коснуться офисного персонала, в частности, менеджеров высшего и среднего звена. Среди потенциально «опасных» специальностей лидируют отделы по связям с общественностью, управление персоналом, управление проектами, финансы и бухгалтерия.
Обзор среди компаний Москвы показал, что среди значимых статей расходов, претерпевших изменения, можно назвать, в первую очередь, пересмотр бонусной или комиссионной политики компаний. Более половины (56% от общего количества) компаний заявили об уменьшении бонусов для своих работников. При этом уже сейчас понятно, что пересмотр в большей степени затронул персонал высшего и среднего звена. Младшее звено персонала эти изменения коснулись в меньшей степени от части из-за того, что у таких работников бонусы или минимальны или в принципе не предусмотрены политикой компании. Еще один способ уменьшить затраты – сокращение расходов на социальный пакет. Такие мероприятия запланированы у 28% опрошенных компаний.
Согласно исследованиям, проведённым в Санкт-Петербурге, самым популярной мерой стало сокращение расходов на обучение и переподготовку персонала. О таком решении заявили 46% опрошенных компаний, причем затраты на обучение как высшего, так и среднего и младшего звеньев сокращаются компаниями практически в равных пропорциях. Все компании отметили такие изменения в отношении офисного персонала высшего и среднего звена. Офисный персонал младшего звена и линейный персонал на производстве данные мероприятия коснутся чуть в меньшей степени.
Информационно-аналитический отдел компании АВЕНИР отмечает, что есть компании, которые ожидают значительного «падения» уровня зарплат и финансовых запросов потенциальных соискателей. В условиях кризиса первыми, от кого в целях сокращения издержек стараются отказаться, являются неэффективные и переоцененные сотрудники, которые, потеряв работу, действительно существенно падают в цене и снижают свои финансовые ожидания. Но стоит ли ориентироваться на эти «обновленные» рыночные цифры? Видимо, нет. По крайней мере, на этапе первой волны сокращений. Те же сотрудники, которые остаются в компании, – это, как правило, люди, которыми компания дорожит. Они пройдут естественный отбор кризисом, способны продолжать эффективно действовать в условиях нестабильности и неопределенности, готовы в трудные для компании дни, месяцы и даже годы принимать на себя дополнительную нагрузку, выполнять функции и задачи, стоявшие раньше перед сокращенными коллегами. Именно такими сотрудниками, способными «пронести» компанию через кризис, работодатели очень дорожат и оберегают их. Соответственно, их компенсационные пакеты вряд ли будут претерпевать какие-либо существенные изменения, по крайней мере, в ближайшие полгода - до того момента, когда могут наступить определенные структурные изменения на рынке в целом или в отдельно взятой отрасли. Их зарплаты могут измениться лишь в том случае, если из-за ухудшения финансового состояния компаний, в которых они работают, эти специалисты всё же попадут под волну сокращений и будут вынуждены при поиске новой работы наряду с остальным рынком снижать свои зарплатные ожидания.
Таким образом, вопрос сохранения эффективных сотрудников является для компаний одним из важнейших, на котором следует сосредоточить свое внимание, проводя антикризисные меры.