В связи с кризисом работодатели пересматривают бонусы

9 Декабря 2008
Тема управления персоналом в условиях мирового финансового кризиса остаётся одной из важнейших тем этих дней. От грамотно выбранной руководителем стратегии управления зависит будущее бизнеса компании, потому что эффективность работы персонала – одно из слагаемых успешного развития компании.

Мировой финансовый кризис, с одной стороны, приносит много проблем компаниям, так как вынуждает предприятия нести потери в заказах, замораживать недавно начатые или запланированные проекты, сокращать расходы на персонал, но, с другой стороны, новые условия открывают и новые возможности для развития компаний.

Согласно результатам проведённого компанией АВЕНИР исследования рынка труда, в котором приняли участие более 30 компаний из Москвы и Санкт-Петербурга, сокращение численности персонала пока не входит в число наиболее распространенных мер по противодействию кризису. Эта мера в большей степени может коснуться офисного персонала, в частности, менеджеров высшего и среднего звена. Среди потенциально «опасных» специальностей лидируют отделы по связям с общественностью, управление персоналом, управление проектами, финансы и бухгалтерия.

Обзор среди компаний Москвы показал, что среди значимых статей расходов, претерпевших изменения, можно назвать, в первую очередь, пересмотр бонусной или комиссионной политики компаний. Более половины (56% от общего количества) компаний заявили об уменьшении бонусов для своих работников. При этом уже сейчас понятно, что пересмотр в большей степени затронул персонал высшего и среднего звена. Младшее звено персонала эти изменения коснулись в меньшей степени от части из-за того, что у таких работников бонусы или минимальны или в принципе не предусмотрены политикой компании. Еще один способ уменьшить затраты – сокращение расходов на социальный пакет. Такие мероприятия запланированы у 28% опрошенных компаний.

Согласно исследованиям, проведённым в Санкт-Петербурге, самым популярной мерой стало сокращение расходов на обучение и переподготовку персонала. О таком решении заявили 46% опрошенных компаний, причем затраты на обучение как высшего, так и среднего и младшего звеньев сокращаются компаниями практически в равных пропорциях. Все компании отметили такие изменения в отношении офисного персонала высшего и среднего звена. Офисный персонал младшего звена и линейный персонал на производстве данные мероприятия коснутся чуть в меньшей степени.

Информационно-аналитический отдел компании АВЕНИР отмечает, что есть компании, которые ожидают значительного «падения» уровня зарплат и финансовых запросов потенциальных соискателей. В условиях кризиса первыми, от кого в целях сокращения издержек стараются отказаться, являются неэффективные и переоцененные сотрудники, которые, потеряв работу, действительно существенно падают в цене и снижают свои финансовые ожидания. Но стоит ли ориентироваться на эти «обновленные» рыночные цифры? Видимо, нет. По крайней мере, на этапе первой волны сокращений. Те же сотрудники, которые остаются в компании, – это, как правило, люди, которыми компания дорожит. Они пройдут естественный отбор кризисом, способны продолжать эффективно действовать в условиях нестабильности и неопределенности, готовы в трудные для компании дни, месяцы и даже годы принимать на себя дополнительную нагрузку, выполнять функции и задачи, стоявшие раньше перед сокращенными коллегами. Именно такими сотрудниками, способными «пронести» компанию через кризис, работодатели очень дорожат и оберегают их. Соответственно, их компенсационные пакеты вряд ли будут претерпевать какие-либо существенные изменения, по крайней мере, в ближайшие полгода - до того момента, когда могут наступить определенные структурные изменения на рынке в целом или в отдельно взятой отрасли. Их зарплаты могут измениться лишь в том случае, если из-за ухудшения финансового состояния компаний, в которых они работают, эти специалисты всё же попадут под волну сокращений и будут вынуждены при поиске новой работы наряду с остальным рынком снижать свои зарплатные ожидания.

Таким образом, вопрос сохранения эффективных сотрудников является для компаний одним из важнейших, на котором следует сосредоточить свое внимание, проводя антикризисные меры.
Юлия Алимова, руководитель аналитического отдела
ООО АВЕНИР
конт.лицо Вероника Аристова, менеджер по маркетингу,
aristova@avenir.ru