В Петербурге проложили «Профессиональный маршрут»

15 Мая 2012
Впервые в рамках реализации «Программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» городской Комитет по труду и занятости населения совместно с комитетами по образованию и по социальной политике провел ярмарку-выставку «Профессиональный маршрут» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель мероприятия – информирование подростков о ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга, помощь в выборе сферы деятельности (профессии в соответствии с индивидуальными особенностями), профессиональном самоопределении и планировании профессиональной карьеры. С учетом того, что в Северной столице под надзором государственных образовательных учреждений в настоящий момент находится тысяча детей старше 14 лет, а еще около полутора тысяч обучаются в учреждениях начального и среднего профессионального образования, пребывая на полном государственном обеспечении, намерение дать наиболее незащищенной части питерских подростков верные ориентиры на рынке труда – более чем актуальное и обоснованное.
Организаторы ярмарки – Молодежная биржа труда и ООО «Бюро профориентации» – предусмотрели специфику этой категории и сумели сделать ее действительно «маршрутом», то есть провести ребят по всем ступеням, которые им придется учитывать по дороге к профессии и рабочему месту.
В ярмарке приняли участие более 30 учебных заведений среднего профессионального и высшего образования, среди которых Лицей петербургской моды, Лицей метрополитена, Электромашиностроительный лицей, Индустриально-судостроительный лицей ¹ 116, Автотранспортный лицей ¹ 110, Радиотехнический лицей, Лицей железнодорожного транспорта, Реставрационно-художественный лицей, Садово-архитектурный лицей ¹ 113, Колледж туризма и гостиничного сервиса, Экономико-технологический колледж питания, Педагогический колледж ¹ 8, Издательско-полиграфический колледж, Колледж информационных и библиотечных технологий, Колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики «Локон», Университет водных коммуникаций, Морской технический университет, Северо-Западный государственный медицинский университет им. Мечникова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и другие.
Итак, поле для выбора – огромное, но как определить то, что подходит именно тебе? На этом и акцентировали в первую очередь внимание ребят организаторы выставки.
Что нужно знать о профессии, которую выбираешь, о структуре системы профессионального образования, о ступенях такого образования, об учебных заведениях всех ступеней? Как правильно выбрать профессию и учебное заведение, какой информацией при этом пользоваться и где ее найти? Об этом подробно говорилось на лекции «Система профессионального образования», которую провели специалисты «Бюро профориентации».
- Допустим, вам нравится быть поваром или врачом, инженером или таможенником, – рассказывает менеджер проектов «Бюро профориентации» Евгения Никифорова. – Теперь надо узнать о значении и месте профессии в экономике, а заодно и поинтересоваться, какой вид труда предполагает приглянувшаяся вам специальность: ручной, механизированный, автоматизированный. Далее предстоит выяснить все о предмете и продукте труда, о том, какие знания и умения необходимы для выполнения такой работы, а также об условиях работы и о том, каким будет ваше рабочее место. Также надо знать о режиме труда и отдыха, медицинских противопоказаниях для данной профессии, о том, какие требования она предъявляет к волевым, деловым и другим качествам личности и как влияет на эту самую личность, на формирование общего культурного уровня человека, развитие его умственных способностей, характера.
Если на все эти вопросы удалось найти ответы, которые вас устраивают, пора думать о путях получения профессии, интересоваться характеристикой учебных заведений и условиями поступления в них. Полезно заранее подумать и о перспективах профессионального роста, поинтересоваться родственными профессиями, чтобы заранее знать, где можно применить себя, если выбранная вами профессия окажется невостребованной.
Ребятам объясняли, что выбор профессии должен базироваться не только на «хочу» (потребности или желание работать по той или иной профессии), но еще и на «могу» (способности-возможности работать по той или иной профессии) и «надо» (потребности в профессии общества и рынка труда). Подростки узнали, что такое рынок труда, какие факторы обеспечивают его работу, какие здесь существуют проблемы, об особенностях молодежного рынка труда и наиболее востребованных на сегодняшний день и на перспективу отраслях экономики и профессиях.
Сегодня в Петербурге наблюдается рост занятости населения, сокращение безработицы, но вместе с тем – профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения. В банке службы занятости 70,5% – вакансии по рабочим профессиям и 29,5% – профессии и должности служащих. Определяющими в экономике города являются предприятия промышленности, транспорта, строительства и торговли, а приоритетными отраслями считаются автомобильный и фармацевтический кластеры.
Ребята пришли на ярмарку вместе со своими педагогами, с большим интересом впитывали информацию и задавали множество вопросов, в частности, многим было важно узнать, в каких сферах можно сразу много заработать, а в каких – успешно построить карьеру.
У тех, кто уже получает профессиональное образование, была возможность познакомиться с предложениями городского банка вакансий и пообщаться с реальными работодателями – участниками ярмарки, среди которых были представители сети магазинов «Великолукский мясокомбинат», ООО «Каро Фильм», банк «Уралсиб», Leader Team, ManpowerGroup CIS и другие.