На российском рынке стеклянной упаковки, совсем недавно демонстрировавшем завидный рост, сейчас нелегкие времена

11 Сентября 2013
В плюсе лишь отдельные заводы, синхронно потребительскому спросу перестраивающие систему производства. Какую позицию занять представителям данного сегмента, чтобы выйти из тупиковой ситуации, RESFO.RU рассказал международный эксперт стекольного рынка Павел Бобошик.

– Павел, как можно охарактеризовать ситуацию, которая сложилась в России на стекольном рынке?

– Сегодня в России мощности производства стеклотары на 40% превышают потребность рынка. Истоки этого лежат еще в 2000-х годах, когда в центральную часть России пришли трансконтинентальные производители пива, повысившие спрос на пивную бутылку. Это и стало точкой отсчета бума строительства стекольных заводов. Сам же ввод в эксплуатацию заводов происходил в период, когда дефицита стеклотары уже не было. К тому же пуск многих производств совпал с наступлением мирового экономического кризиса 2008 года. Но настоящий кризис в стекольной промышленности тары начался в этом году.

– Каковы предпосылки этого кризиса?

– Предпосылки исходят из законодательных актов, введение которых повлекло падение сбыта водки и бутылочного пива. И, как следствие, произошло снижение потребления водочной тары на 20-30%, пивной – на 30%. Ситуация усугубилась тем, что незадолго до этого спада было выпущено продукции на 40% больше, чем нужно, в расчете на повышение спроса. В итоге на всех заводах накопился огромный запас – сотни миллионов бутылок лежат на складах. При этом не надо забывать, что стекольный рынок носит сезонный характер. Если запас в 2,5 млрд бутылок существует в декабре-январе, то еще есть шансы его реализации. Но не сейчас – в середине сезона, осенью...

В следующем году эти батареи бутылок будут либо забракованы (у стеклотары есть срок годности), либо проданы за копейки. Но даже чтобы эти запасы продать, нужно сначала их очистить и упаковать в новую тару, которая тоже стоит денег.

Так что по российскому производству стеклотары нанесен двойной удар: снижением рынка сбыта и огромным накопленным запасом стеклотары. Но есть еще один фактор более серьезный.

– В чем его суть?

– Производство стеклотары периодически нуждается в больших капиталовложениях. Проходит десятилетний цикл – и надо строить новые печи, покупать новые машины, на модернизацию производства снова брать кредиты. Такова специфика: стекловаренную печь нельзя, как, например, доменную построить и эксплуатировать десятилетиями, выполняя плановые ремонты. Стекловаренная печь после срока эксплуатации полностью приходит в негодность: она вся выгорает внутри.

Понимая эту специфику и постоянную потребность в инвестиционных ресурсах, в Европе после Второй мировой войны, с одной стороны, произошла концентрация производителей стекольной тары, с другой – концентрация производителей напитков и пищевой промышленности.

В России ситуация иная. Все ваши заводы разрозненные, за исключением ТК «Русь-Стекло» и российского филиала турецкого концерна «РусДжам» и, таким образом, консолидированный рынок стоит против отдельных собственников. На некоторых стеклотарных производствах уже в этом году закончится первый инвестиционный цикл. На более современных предприятиях он продлится до 2016 года. Но завершится этот цикл в обоих случаях одинаково: печи сгорят, машины износятся окончательно. И это на фоне того, что у российских производителей стеклотары еще не погашены кредиты, которые они брали на строительство заводов и их первоначальное оснащение.

На стекольном заводе экономика рассчитана с первого дня – с пуска оборудования производства. Оно должно работать по определенным коэффициентам эффективности, которые необходимо достигнуть в первые же годы производства. Сейчас российские заводы переживают убытки из-за спада спроса на их стеклотару, но оборудование при этом все равно изнашивается. Поэтому срочно нужно приобретать новое оборудование под изменившийся спрос потребителя.

– Такой же сценарий в стекольной отрасли Сибири?

– Идентичный, но усугубленный тем, что на эти территории наступают европейские производители более современной стеклянной бутылки. Облегченная бутылка – новый тренд, на который заводы в Европе обратили внимание еще пять лет назад, а до Сибири он докатился только в 2012 году. Не все сибирские заводы имеют совершенное современное оборудование, чтобы выпускать бутылку 0,5 л весом 270-280 граммов вместо стандартных 360 гр.

В российской стекольной отрасли сейчас продуктивно работают заводы, входящие в состав зарубежных производителей стеклотары – французской ГК «Сен-Гобен» (Saint-Gobain) и турецкой ГК «РусДжам». Но в Сибири у них заводов нет. А логистика доставки стекла в регионы, отдаленные от производства, тяжелая и затратная. По идее, если они заинтересованы в этом рынке сбыта стеклотары, то им необходимо построить на сибирской территории свой стекольный завод. Но здесь такие заводы уже есть. Конечно, на действующих стекольных предприятиях разная ситуация: на некоторых оборудование морально устаревает, но есть и такие, которые могут конкурировать с европейскими производителями стеклотары.

Например, завод «Экран», расположенный в Новосибирской области (входит в состав РАТМ Холдинга, основной акционер Эдуард Таран. – Ред.), который возглавляет ТОП-5 стекольных заводов Сибири по объему выпуска продукции (после него идут омский, чулымский, тюменский, северский). На «Экране» в настоящее время полным ходом идет реорганизация процесса производства, модернизация технологического оборудования и подготовка к строительству новой мощной печи.

– Павел, но ведь в отрасли наметился спад, разве целесообразно инвестировать в новое оборудование?

– У стекольного производства есть особенности. В период кризиса в плюсе оказываются предприятия, оборудование которых либо подходит к завершению инвестиционного цикла или вступает в фазу капитальных ремонтов. Если бы рынок находился на пике, то заводы могли потерять заказчиков, так как с выводом производственных мощностей не смогли обеспечивать контракты. А сейчас они могут без потери клиентов ставить оборудование на капремонты, выводить отработавшие печи из эксплуатации, готовить площади под новые мощности.

Я анализировал ситуацию по ОАО «Новосибирский завод «Экран» по просьбе его собственника Эдуарда Тарана. На сегодня на этом заводе действуют четыре стекловаренных комплекса (печи), в том числе и один из самых современных в России 300-тонный СК ¹5. У печи ¹ 3 закончился срок использования, ее необходимо выводить из эксплуатации. Печь ¹ 2 надо ставить на капитальный ремонт, а на печи ¹ 4 капремонт уже в завершающей стадии и оборудование будет запущено осенью, когда на бесцветную ликероводочную стеклотару начинается сезон спроса. Интересная ситуация на печи ¹5. В августе специалисты завода в предельные сроки провели на пятом стекловаренном комплексе уникальную технологическую операцию: одна из трех линий «перекрашена», то есть вместо коричневого стекла, спрос на которое упал, здесь будут производить бесцветное, потребление которого остается высоким.

Но самое значимое, что собственник принял решение об инвестировании в строительство новой печи ¹6, которая не только имеет высокие экологические параметры, но и экономичная в плане сокращения энергопотребления на 1 кг стекломассы по сравнению с предыдущими технологиями. Этот комплекс спроектирован на выпуск облегченной стеклотары многоразового использования, в том числе и эксклюзивной нестандартной формы – квадратных и овальных бутылок. Крепость, легкость и тонкость бутылке даст технология равномерного распределения стекла. Такая продукция будет аналогом стеклотары, которую сейчас выпускают в Европе и которая пользуется повышенным спросом. Но себестоимость, а соответственно, и розничная ее цена будет дешевле за счет экономичности потребления стекла самой печью.

– Какую территорию сможет обеспечить облегченной стеклотарой «Экран»?

– Весь Сибирский федеральный округ и даже Дальнего Востока, а также Казахстан. «Экран», к слову, и сейчас обеспечивает стеклотарой территорию за 4 000 км до Хабаровска. Завод в Хабаровске, который собирались запустить вместе с РОСНАНО, так и не достроили, так как на пике завершения его строительства в Дальневосточном регионе резко снизилась актуальность в производстве стеклотары.

Но возвращусь к вопросу о сценарии для стекольной отрасли Сибири. Сибирскому стекольному рынку необходимо слияние. Сегодня для действующих за Уралом заводов самое рациональное решение – последовать примеру европейских стекольщиков и пойти по пути консолидации профильных предприятий. Ведь в единой группе легче проводить модернизацию производства, покрывать издержки аварий, к тому же амортизация с одного предприятия помогает амортизации другого. И такие группы компаний надо успеть создать до 2016 года.

-- Видите ли вы предпосылки такого консорциума в Сибири?

– Владельцы заводов уже начинают между собой обсуждать тему слияния предприятий. В свою очередь иностранные инвесторы, тот же «Сен-Гобен» и «РусДжам», присматриваются, как поведут себя банки в отношении просроченных кредитов российских стекольщиков. У этих монополистов 25% мирового рынка стеклотары. И если российские заводы в срочном порядке не консолидируются и не переоснастят свое морально устаревшее оборудование, то зарубежные конкуренты выступят как единственные гарантированные поставщики качественной, современной, облегченной стеклянной тары для российских потребителей. Если говорить о зарубежных инвесторах, то их в настоящий момент не интересуют вложения в стекольную промышленность России. Наоборот, они спокойно наблюдают за происходящим на ваших просторах в надежде на пессимистичный исход кризиса.
ОАО "ЗАВОД "ЭКРАН"
ОАО "ЗАВОД "ЭКРАН"
http://www.ecran.ru