Почему многие аграрные проекты заканчиваются провалом?

21 Октября 2021
В прошлую субботу, пользуясь большей частью инсайдерской информацией, мы опубликовали статью о пока еще неизвестном крестьянам новом национальном проекте минсельхоза. Основная её суть — народ так и не знает, что содержится в этом проекте развития АПК до 2025 года, подготовленном в недрах министерства и даже одобренном на заседании Правительства, сообщает «КазахЗерно.kz».

Неизвестны точно индикаторы, привлекаемые средства и их источники, насколько просчитаны задачи, кто вообще детализировал этот проект? Много неизвестных, а между тем, даже проект плана развития сельского хозяйства в ближайшие четыре года так и не опубликован на сайте минсельхоза, насколько в нём учитывались чаяния крестьян — непонятно. И вот, не прошло и недели после заседания правительства, как на брифинге в Службе центральных коммуникаций выступил министр сельского хозяйства РК Ербол Карашукеев. Складывалось впечатление, что министр выглядел несколько парадно, говоря о стоящих задачах. Тем более о чём о чём, а о задачах на будущее у нас говорить умеют, особенно не отчитавшись о выполнении других подобных «прорывных» прожектов. К примеру, в очередной раз было сказано, что к 2025 году целый миллион сельских жителей начнут обогащаться, то есть повышать доходы, в результате внедрения инвестпроектов и формирования семи крупных экосистем.

Потом министр с гордостью констатировал, что 12 октября правительство утвердило Национальный проект развития АПК на 2021–2025 годы. И ещё раз, видимо, для придания этому плану авторитетности, сказано, что к разработке нацпроекта привлекали экспертов международной продовольственной организации FAO при ООН (что хорошего для нас могут сделать эти эксперты из-за бугра хотелось бы узнать подробнее). Привлекали, по словам министра, представителей отраслевых союзов, ассоциаций и науки. А отраслевые союзы у нас всё знают лучше самих крестьян? Сомневаюсь, вспоминая скандалы, участником которых был, например, Мясной союз Казахстана.

Нюансы скрытого проекта
Хотя причём тут крестьяне, когда речь идёт о задачах? Главная цель, как и требовал Президент страны, увеличить производительность труда в сельском хозяйстве в два с половиной раза. Но об этом нам уже давно говорят. А вторая задача — тоже не из разряда новых: обеспечить страну основными продовольственными товарами отечественного производства. Третье — увеличение экспорта продукции АПК в два раза, при этом доля переработанной продукции должны выйти на рубеж 70 процентов. Ну и потом ещё раз говорится мантра о повышении доходов одного миллиона сельчан (не больше и не меньше), а этому поможет формирование семи крупных экосистем и реализация инвестпроектов, на пять лет их придумали 582, на 4,1 триллиона тенге. И, продолжая говорить о принятом проекте в обобщённо, Ербол Карашукеев говорит, что для повышения производительности труда в сельском хозяйстве в два с половиной раза определены пути. Они мало отличаются от того, что говорилось в прежних программах: применение высококачественных семян, минеральных удобрений, современной техники и технологий, орошаемое земледелие, ну и так далее по тексту. К примеру, «Развитие семеноводства планируется за счёт реализации мер государственной поддержки, создания системы прослеживаемости семян, технического оснащения семеноводческих хозяйств современной техникой и оборудованием. В целях повышения уровня применения минеральных удобрений предусмотрено субсидирование органических удобрений промышленного производства и совершенствование деятельности республиканского научно-методического центра агрохимической службы и усовершенствование его материально-технической базы», — повторил известные цели министр. И, наверное, это всё правильно и нужно, однако в прежние годы, поставив эти же самые цели, мы не очень далеко продвинулись в их осуществлении. Может быть, дело в механизме их применения, или даже в некоторых случаях — в самом целеполагании? Что и как изменится теперь, дабы дать действительно прорывной скачок в повышении производительности труда?

Нюансы скрытого проекта
Павлодарские крестьяне как-то не очень почувствовали в проекте роль человека труда в сельском хозяйстве, специалиста, хлебороба или животновода, в целом не рассматривается базовая предпосылка прорыва — превращение села в современные и удобные для жизни агломерации. Деньги сами по себе без людей, без преломления через людей и их руки — не сработают. Потому что это просто деньги, хоть и громадные — речь ведь идёт о триллионах тенге. Вот этого как раз наши «асфальтовые» чиновники от сельского хозяйства, зачастую, как мне кажется, не понимают.

В очередной раз ставится цель ухода от продовольственной импортозависимости, более того, параллельно с её преодолением планируется в условиях перманентно скачущих цен на мясо увеличивать его экспорт. Для этого собираемся переходить на интенсивное животноводство. Как? Да теми же методами и инструментами, что и прежде. Среди них — увеличение кредитования фермерских хозяйств на приобретение скота, стимулирование кормопроизводства, развитие отгонного животноводства и инфраструктуры пастбищ. Будут в не меньшей степени стимулировать и внедрять современные методы селекции, в том числе искусственное осеменение и трансплантацию эмбрионов. Кстати, такой опыт есть в Павлодарской области, ТОО «Победа» в содружестве с учёными и студентами Торайгыров-университета занималось присадкой эмбрионов, и телят получали. Но это выглядело как небольшой эксперимент, несмотря на его успех — никто дальше не пошёл. Как будет новый проект стимулировать подобную работу — пока непонятно. Нет главного — конкретики, впрочем, как и по многим другим позициям проекта. Конкретики по методам, по областям, по отраслям и направлениям деятельности.

Тем не менее, глава минсельхоза уверен, и об этом он недвусмысленно заявил журналистам, что намеченные меры «позволят обеспечить стопроцентную загрузку мощностей перерабатывающих предприятий, повысить продуктивность скота и птицы». Прежние министры профильного ведомства, говоря о прежних программах, кстати говоря, были не менее оптимистичны.

Из новинок, правда, не очень внятно прозвучавших, можно отметить желание усовершенствовать систему распространения знаний, через привлечение работников КХ и ТОО агропромышленного комплекса к системе распространения знаний. Конечно, знаний не хватает, особенно если вести речь о внедрении современных технологий. Так вот, эту самую грамотность собираются распространять не в избах-читальнях, конечно, а после модернизации центров развития компетенций на областном уровне и сельских информационно-консультационных центров на районном уровне. Через внедрение современных форм дистанционного повышения квалификации фермеров. Что из этого получится — пока непонятно, кто будет нести эти самые знания — тоже, как эти знания будут пристёгнуты к сегодняшнему дню и практике, к особенностям того или хозяйства — всё это неплохо бы было учесть. Пока же мы лишь приблизительно представляем себе — что это будет за учёба.

Нюансы скрытого проекта
И как продолжение этой темы выглядит зафиксированное в проекте намерение «обеспечения достаточности финансирования аграрной науки, введения отраслевого грантового финансирования, создание и функционирование ситуационно-аналитического центра министерства для проведения комплексного анализа, оценки перспектив, прогнозирования развития агропромышленного комплекса». Всё это сложно для восприятия и насколько будет полезно крестьянам — не известно. А ведь остриё науки, её прикладных исследований должно быть направлено именно на крестьянина, на активных сельских предпринимателей. Ведь мы знаем, исходя из нашего же опыта, что создание различных центров, учитывая уже имеющуюся практику, может превратиться стараниями чиновников в самоцель. Здесь, наверное, неплохо бы изучить и сделать более эффективным опыт Палаты предпринимателей. И нужен более высокий уровень знаний, чем простое обучения азам сельского бизнеса.

Минсельхоз, если мы уж заговорили об ожидаемых результатах, вновь перечислил самые импортируемые Казахстаном продукты — курятина, утятина и гусятина, колбасные изделия, сыр и творог, яблоки, сахар и рыба. Конечно, это далеко не полный перечень, и это можно понять, просто посетив, например, любой маркет в Павлодаре и посмотрев на этикетки импортных продуктов. Но согласимся с министерским перечнем «самых импортируемых». Так вот, по оптимистичному заявлению министра: «На сегодняшний день по каждому из этих направлений определены и реализуются конкретные инвестиционные проекты. Для достижения поставленной цели будет осуществлён ряд мер государственной поддержки, в том числе льготное кредитование, субсидирование, обеспечение земельными ресурсами, инфраструктурой, мерами защиты внутреннего рынка. В результате к 2024 году обеспеченность по этим видам продукции, за исключением сахара, дойдёт до 100%, а по сахару — до 80%».

Не первый раз ставится эта задача, но попробуем и мы быть оптимистами, в конце концов, всё ведь будет зависеть от конкретных действий, конкретных людей, когда проект опустится на «землю» — на ферму, в ТОО, кооператив или крестьянское хозяйство. И повторю, главную роль будут играть не столько деньги, сколько люди. Это аксиома. В этом смысле, конечно, немного добавляет настроения то, что в программе, наконец, хоть как-то оговаривается не только достижение производственных индикаторов, но и, правда, общими фразами, в программе зафиксировано стремление улучшать жизнь самих сёл. Ведь при нынешних темпах урбанизации, в том числе и в Павлодарской области, может статься, на селе скоро вообще некому будет работать. Сельское население, особенно молодая его часть, стремительно сокращается. Это, как говорил Остап Бендер, медицинский факт.

Многие рассчитывали на эффект программы «Ауыл – Ел бесігі», но она далеко не решила проблем села, потому что идёт по старым схемам, по отжившим своё лекалам оценки комфортности жизни в селе. И у нас по-прежнему идут споры, намечаются новые проекты программ развития сёл. Всё никак не решим — каким же всё-таки быть аулу или хутору, в каком направлении село должно развиваться, как мы его видим в перспективе. Сельская проблематика из года в год становится только острее, а прорывных решений как не было, так и нет.

Конечно, если вспомнить, у нас принимались программы развития территорий, развития сёл, теперь вот «Ауыл – Ел бесігі», и, наконец, что-то прописано в проекте развития АПК до 2025 года. Не хотелось бы, чтобы и в этом случае мы в очередной раз ограничились составлением неких оторванных от жизни индикаторов, а потом старательно достигали их. Пора бы всем понять, что развитие села в сторону улучшения комфортности жизни до уровня, сравнимого с городским, – это далеко не только наращивание производства сельскохозяйственной продукции. Производство должно быть лишь неким базисом будущего благополучия, но пора бы уже не когда-то потом, а сегодня заняться конкретным наполнением задачи создания комфортных условий жизни сельчан. А пока можно лишь констатировать — жизнь в селе во многом остаётся архаичной, и разница между городской и сельской жизнью остаётся слишком видимой. Поможет ли тут национальный проект развития АПК? Хотелось бы верить…
Владимир Гегер
КазахЗерно.kz
+7(7152) 46-78-92
kazakhzerno.ans@gmail.com
www.kazakh-zerno.net