Не так страшны санкции, как политика выживания

28 Марта 2014
За прошедшие годы экономическая политика России позволила достичь превышения уровня жизни россиян над украинскими соседями, однако, как можно заключить, оказалась неспособна продемонстрировать конкурентную привлекательность собственного пути развития перед европейским. Очевидная топливно-сырьевая основа экономики, отсутствие собственных высокотехнологичных товаров даже на внутреннем российском рынке, нарастающее расслоение общества по уровню доходов — все это Украина наблюдала на протяжении двух десятков лет на фоне внешне благополучной Европы. Россия в последнее время явно недооценивала баланс сил и мнений, складывающийся в соседней стране в надежде на преемственность отношений с новым президентом Украины после выборов 2015года. А между тем отсутствие собственного внятного экономического курса и нестабильность политической системы сделали Украину крайне восприимчивой к рецептам ЕС и подготовили почву для социального взрыва во имя обещанного импорта быстрого счастья.
Результат — реалии сегодняшнего дня: Крым стал частью России, оставшаяся Украина в лице переходной власти рвется куда угодно — хоть в ЕС, хоть в НАТО, лишь бы подальше от России. США и ЕС, для которых развитие событий сначала виделось исполнением несбыточных желаний, пока не готовы предпринимать конкретных действий во благо Украины, ограничиваясь гневной риторикой и санкциями против России. Такое поведение вполне объяснимо — Украина сможет определиться со своими приоритетами не ранее 25 мая, и только тогда можно будет строить гипотезы относительно ее дальнейшего развития. Что касается России, то можно утверждать, что она свою позицию продемонстрировала в полном объеме, получив в ответ набор ограничительных мер с планируемыми дополнениями, что дает достаточную основу для среднесрочных экономических прогнозов.
Основной надеждой как авторов санкций против России, так и поддерживающих эти действия, по мнению некоторых экспертов, можно считать приведение экономики страны к стагнации, дабы на предстоящих выборах 2018 года добиться изменения российской внешней политики путем избрания более лояльного к «западным ценностям» президента РФ. Вряд ли делается серьезная ставка на кардинальные досрочные изменения в российской власти, так что четырехлетний период можно считать реальным горизонтом санкций. Именно в этих условиях, но за более короткий срок, России предстоит исполнять не только плановый сценарий развития, но и вывести два новых субъекта Федерации — Крымский федеральный округ и город Севастополь — на уровень не ниже общероссийского, обеспечив при этом полное включение полуострова в российскую инфраструктуру.