Юрист АлтГУ разъяснила, как работает новый закон о штрафах за навязывание услуг потребителям

10 Ноября 2023
30 октября 2023 года в России вступил в силу закон о защите прав граждан от навязывания товаров и услуг. Он предусматривает штрафы для недобросовестных продавцов до 40 тысяч рублей. Доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук АлтГУ Ирина Кирюшина объяснила, как работает новый закон.

Навязывание услуг — это различные ситуации, когда приобретения одних товаров или услуг обуславливается обязательным приобретением других. В октябре 2023 года принят закон, установивший дополнительную ответственность за такое навязывание (ст. 14.8 КоАП РФ) в виде штрафа на должностных лиц и ИП от 2 до 4 тысяч рублей, на юридических лиц — от 20 до 40 тысяч рублей.

Ответственность будет наступать, если:

продавец до заключения договора о приобретении основных товаров, работ или услуг предлагает потребителю приобрести дополнительные;
если потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров или услуг предлагают заключить другой договор, без которого приобрести товары или услуги невозможно, либо возможно на менее выгодных условиях;
если в договор включаются условия, которые обуславливают приобретение основных товаров, работ, услуг обязательным приобретением дополнительных.
«Наиболее часто услуги навязываются при получении кредита, например, в целях уменьшения процентной ставки по кредиту. Банки и МФО могут навязывать услуги, связанные с возможностью онлайн оплаты кредита: например, услуга доступа к системе оплаты через личный кабинет, услуга по восстановлению пароля в случае, если вы его забыли и т. п. Вам могут предложить за плату „улучшить кредитную историю“ или изменить дату внесения платежа. Эти услуги должны быть известны потребителю и отражены в полной стоимости кредита, которая указывается на первой странице договора. Другой пример — для получения скидки на приобретаемый автомобиль в автосалоне вам предложат приобрести дополнительное оборудование для авто или карту технической помощи на дороге и т. п. сервисы или страховку у конкретной компании», — рассказала Ирина Кирюшина.

Что может свидетельствовать о навязывании дополнительных услуг:

включение в единый договор комплекса услуг, которые предоставляются отдельно и напрямую друг от друга не зависят;
требование приобрести дополнительный сервис или комплектующие у определенных лиц;
отказ продать интересующий товар без дополнительного товара или сервиса;
предоставление преимуществ клиенту при приобретении дополнительных услуг перед другими клиентами, приобретающими аналогичный товар.

Для потребителя важно не просто наказать недобросовестного продавца, но и вернуть свои деньги. Согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Если вы не воспользовались услугой, то вам должны вернуть ее полную стоимость.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона потребитель вправе отказаться от оплаты работ или услуг, выполненных исполнителем без письменного согласия потребителя, а если они уже оплачены — требовать возврата уплаченной суммы.
Если речь идет о навязывании такой дополнительной услуг при потребительском кредитовании, как страхование жизни и здоровья заемщика, то право на отказ закреплено в ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Отказаться можно в течение 14 дней со дня заключения договора (так называемый «период охлаждения»). С января 2024 года это срок будет увеличен до 30 дней.
Екатерина
Алтайский государственный университет
spirina.pressa@gmail.com
spirina.pressa@gmail.com
АлтГУ