Суд или вышестоящий орган: что делать, когда не согласен с решением таможенного органа

25 Июня 2024
Одним из эффективных методов обжалования физическими и (или) юридическими лицами решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц является подача жалобы в вышестоящий таможенный орган в соответствии с главой 51 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Основными плюсами данного вида обжалования являются:
- отсутствие государственной пошлины;
- решение по жалобе принимается в срок до 2 месяцев;
- в случае неудовлетворения остаётся возможность обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц в судебном порядке.
Решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы:
Пулковская таможня (196210, Санкт-Петербург, ул. Стартовая 7 а. Тел. (812) 777-35-27; 777-35-19)
Северо – Западное таможенное управление (191187, Санкт-Петербург, Кутузова наб. дом 20 лит. А. Тел. (812) 640-32-77; 640-32-27)
Федеральная таможенная служба России (121087, Москва, ул. Новозаводская, дом 11/5. Тел. (495) 449-77-71,  449-79-97)    
или в суд, арбитражный суд:
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (191015, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 6
Московский районный суд. г. Санкт-Петербурга (196006, Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 129)

Наиболее удобным, быстрым и наименее затратным способом обжалования является обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных в таможенные органы в электронной форме.
Подать жалобу в электронном виде можно посредством сервиса «Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц» автоматизированной подсистемы «Личный кабинет» на официальном сайте ФТС России, воспользовавшись QR кодом


Порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица
    
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган. Жалоба может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.
Жалоба на решения, действия (бездействие) таможенного поста Аэропорт Пулково либо Пулковского таможенного поста подается в Пулковскую таможню.
Жалоба на решения, действия (бездействие) Пулковской таможни подается в Северо-Западное таможенное управление.

Заявителями, подающими жалобу, могут выступать:
1) юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, которые обжалуют решение, действие (бездействие) таможенного органа через свои органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица или организации, не являющейся юридическом лицом, либо через своих представителей;
2) физические лица, которые обжалуют решение, действие (бездействие) таможенного органа или должностных лиц лично или через уполномоченного представителя.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев:
1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя.

Форма и содержание жалобы
Жалоба подается в таможенный орган в письменной форме и должна быть подписана заявителем или его представителем. В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
С 1 января 2022 года Жалоба может быть подана в электронном виде в соответствии с положениями статьи 300 № 289 – ФЗ:
- Жалоба, поданная в виде электронного документа, должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.
- Документы, прилагаемые к жалобе, поданной в электронном виде, также должны быть представлены в таможенный орган в виде электронного документа и заверены юридическим или физическим лицом соответственно усиленной квалифицированной электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью.
- По желанию заявителя решение по жалобе, поданной в виде электронного документа, решение об отказе в рассмотрении жалобы или об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа, уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы могут быть получены им в виде электронного документа.

Жалоба должна содержать:
1) наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;
3) существо обжалуемого решения, действия (бездействия);
4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) в суд.
Решение Пулковской таможни по жалобе может быть обжаловано в Северо-Западное таможенное управление или в суд.
Марина
Пулковская таможня