Сочи не до кризиса

10 Октября 2015
Экономические прогнозы, озвученные чиновниками на инвестиционном форуме в Сочи, который прошел 1-4 октября, оказались весьма неутешительными. В этом году нас ожидает спад ВВП на 3,9% и отток капитала в объеме более $90 млрд. Правительство призывает регионы «бегать за инвестициями». Кубань, между тем, чувствует себя более-менее уверенно: растет не только турпоток, но и интерес инвесторов к региону.

Только что закончившийся XIV Международный инвестиционный форум в Сочи был богат на неутешительные новости и прогнозы. Как заявил глава Минэкономики Алексей Улюкаев, спад ВВП в 2015 году ожидается на уровне 3,9%, а падение инвестиций – на 9,9%.

По оттоку капитала прогноз остался на уровне $93 млрд. В следующем году он может составить $80 млрд.
При этом, спад инвестиций также продолжится в 2016 году — он ожидается на уровне 1,5%, добавил министр. В этой ситуации глава правительства России Дмитрий Медведев призвал съехавшихся на форум губернаторов буквально «бегать за инвестициями».

«Олимпийское» оживление

Некоторым регионам, несмотря на рецессию, все же удается привлекать инвестиции. Как заявили власти Краснодарского края, открывая сочинский форум, они надеются привлечь в регион 300-500 млрд рублей инвестиций только по его итогам.

Ожидания кубанских властей оправдались. Мэрии «олимпийской столицы» удалось подписать 12 инвестиционных соглашений на общую сумму около 16 млрд рублей. В общей сложности Краснодарский край подписал 315 соглашений на 279 млрд рублей.

Кроме инвесторов, региону удалось привлечь и большой поток туристов.

Несмотря на рецессию, экономические результаты зимнего и летнего сезонов в Сочи оказались самыми успешными за последние 15 лет.
Об этом на форуме заявил со ссылкой на туроператоров руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафронов. По данным министра курортов и туризма Краснодарского края Евгения Кудели, за 8 месяцев этого года турпоток в край превысил «олимпийские» показатели – за этот период курорт посетили 11,7 млн человек, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Считается хрестоматийным во всем мире, что после Олимпиады спортивные объекты не востребованы и будут простаивать», - сказал Евгений Куделя, отметив, что в Сочи этого не случилось.

«Сейчас, по сравнению с прошлым годом, Сочи стал «живым местом», инвесторам стало понятнее, как здесь работать», - озвучил позицию инвесторов вице-президент ГК «Кортрос» Михаил Семенов (компания построила гостиничный комплекс Azimut – «Газета.Ru»).

Как отметил заместитель генерального директора группы «Базовый элемент» (структуры группы управляют курортным районом «Имеретинский» и аэропортом Сочи) Андрей Елинсон, компания, за 10 лет вложившая в экономику региона около 45 млрд рублей, не собирается на этом останавливаться.

До 2020 года компании «Базэла» намереваются вложить в Краснодарский край еще 50 млрд рублей.
«Мы видим в Сочи огромный потенциал и продолжаем инвестировать, несмотря на то, что предыдущие инвестиции еще не окупились», - сказал Елинсон.

Девальвация и инфраструктура

Популярности Сочи в этом году способствуют два фактора: падение рубля, а также наличие и развитие новой инфраструктуры, построенной к Олимпиаде, говорят эксперты. По словам руководителя Ростуризма Олега Сафонова, из-за девальвации национальной валюты российские туристы ищут альтернативы отдыху за рубежом, а иностранцам, наоборот, стало дешевле приезжать в Россию.

В большей степени импульс к развитию региона дала инфраструктура, построенная в городе к Олимпийским играм.

«Проведение Олимпиады в Сочи послужило драйвером для развития таких направлений в регионе как туризм и гостиничный бизнес, услуги общественного питания, розничная торговля. Уровень качества городской среды также заметно вырос, - комментирует аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. – К Олимпиаде были построены новые гостиницы, спорткомплексы, развлекательные центры, которые сейчас активно используются, введены в эксплуатацию несколько новых электростанций, а на существующих энергообъектах проведена реконструкция, что позволило решить проблему дефицита электроэнергии в регионе. Кроме того, улучшилось транспортное сообщение как в самом городе, так и за его пределами, была создана сеть парковок».

Аэропорт Сочи, модернизированный к Олимпиаде, также стал одной из опорных точек развития региона, отмечают эксперты.
Пропускная способность аэропорта была увеличена в 2,4 раза, значительно повысился уровень комфорта для его пассажиров, расширены зоны регистрации, таможенного контроля, сократилось время оформления пассажиров и багажа, говорит Елена Юшкова.

Согласно данным отраслевого агентства «АвиаПорт», которое с сентября 2014 года по июнь 2015 года провело комплексное исследование качества инфраструктуры и уровня комфорта пассажиров в аэропортах России и ближнего зарубежья, высший индекс (пять звезд) получили только два российских аэропорта: екатеринбургский и сочинский.

«За 6 месяцев этого года аэропортом Сочи перевезено пассажиров на 18% больше аналогичного периода прошлого года - 1,58 млн человек против 1,33 млн человек годом ранее», - комментирует Валерия Алешкова, руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр». А за первые восемь месяцев года, согласно данным компании «Базэл Аэро», управляющей аэропортом Сочи, аэропорт обслужил 2,8 млн человек (прирост пассажиропотока по сравнению с январем-августом прошлого года – 30%, что значительно выше средних значений по рынку), подавляющее большинство которых – пассажиры внутренних рейсов. Еще один итог подготовки к Олимпиаде для сочинского авиаузла – он стал всесезонным: пассажиропоток в зимние месяцы сегодня значительно превосходит даже показатели советского времени.

Кроме того, дополнительный поток пассажиров обеспечивают крупные международные события, которые регулярно стали проходить в Сочи после Олимпиады. Только в нынешнем октябре здесь проводится инвестиционный форум, российский этап «Формулы-1» и фестиваль «Новая волна».

Открыть небо

Потенциал развития аэропорта Сочи – укрепление в роли так называемого хаба – опорного инфраструктурного пункта развития всего южного региона России.

Год назад, в октябре, в Сочи был введен режим «открытого неба», который снимает все ограничения на полеты иностранных авиакомпаний в город.
Они получают возможность выполнять рейсы в Сочи, даже если между двумя странами не заключены договоры об авиационном сообщении.

«У России огромная территория и большой потенциал развития аэрохабов, - комментирует президент ГК «Энергия» Сергей Гуськов. - Режим «открытого неба» позволяет рассматривать аэропорт Сочи в качестве крупного регионального хаба. Это поможет привлечь большое количество иностранных авиаперевозчиков для прямых полетов или пересадок». По его словам, этот режим дает однозначный положительный экономический эффект - как привлекая дополнительный турпоток, так и повышая выручку аэропорта.

«Говорить о результатах введения режима «открытого неба» в Сочи пока рано, - отмечает Андрей Елинсон. - Определенные выводы можно будет сделать к концу зимнего сезона 2016 года. Сейчас мы активно работаем с азиатскими партнерами: растет число рейсов из Турции (именно Turkish Airlines была первой авиакомпанией, которая воспользовалась режимом «открытого неба» в Сочи») и Ирана. Также активно прорабатывается программа сотрудничества с Китаем».

Авиакомпания Turkish Airlines в рамках режима «открытого неба» с ноября 2014 года увеличила частоту рейсов в Стамбул до семи раз в неделю, в планах – увеличение до 10 раз. Стартовали регулярные рейсы иранской авиакомпании Mahan Air из Тегерана. Кроме того, ведутся переговоры с китайскими перевозчиками о выполнении регулярных рейсов из Пекина.

При этом, в компании «Базэл Аэро» рассчитывают на отложенный эффект этой меры и продление режима «открытого неба» еще на несколько лет. «Когда вводился режим «открытого неба», предложения были направлены в адрес 19 стран. Со стороны европейских авиаперевозчиков была выражена большая заинтересованность в открытии рейсов в Сочи, - объясняли ранее в «Базэл Аэро». - В настоящий момент в связи с изменениями в политической ситуации они пересматривают свои планы и о какой-то конкретике речь пока не идет. Но мы уверены, что со временем, когда ситуация изменится, большинство из них вернутся к рассмотрению этих возможностей».

При этом, по мнению экспертов, чтобы Сочи стал полноценным курортом, необходимо решить еще ряд вопросов. По словам Андрея Елинсона, среди назревших проблем – ситуация с размывом набережной в Имеретинской низменности, подтопление улиц в период сильных ливней, а также отсутствие решения вопроса о едином ски-пассе на курорте.

Кроме того, необходимо продолжать развивать туристическую инфраструктуру, отмечает Елинсон. «Например, в зимний сезон спрос на гостиницы и апартаменты очень высок: наш курортный район «Имеретинский», несмотря на то, что он расположен у моря, в прошлом году был заполнен практически на 100%», - говорит топ-менеджер «Базового Элемента».

Спрос на инфраструктуру в Сочи в целом превышал предложение: желающих покататься на лыжах было более 40 000 человек при пропускной способности 20 000.
«Сейчас перед курортом открывается «окно возможностей», - цитирует РБК слова партнера PwC в России по консультационным услугам в области стратегии и операционной эффективности Евгения Отнельченко. Перспективы Сочи обусловлены и правильными действиями властей по его развитию, и девальвацией рубля, - резюмирует он.

При этом, по его словам, в ближайшие три года основная работа должна быть направлена на удержание туристов в Сочи: если их ожидания по качеству услуг и сервиса не оправдаются, то они все равно поедут за границу, добавляет эксперт.
Наталия Еремина
Газета.Ru
Оригинал публикации