Транспорт лишился триллиона

24 Июня 2015
Минтранс предложил сократить расходы на развитие транспорта в 2010–2020 годах на 11,7%, или на 1,37 трлн руб. Больше всего пострадает железнодорожный и морской транспорт. В гражданской авиации решено сократить не средства, а количество финансируемых проектов. В ближайшие пять лет предпочтение будет отдаваться проектам, связанным с нефтегазовой отраслью и освоением Арктики.

Расходы на развитие транспортной инфраструктуры будут уменьшены на 11,7%, до 10,253 трлн руб. Такие данные содержатся в новом проекте программы по развитию транспорта в 2010–2020 годах, опубликованном на сайте Единого портала нормативных документов.

Расходы федерального бюджета сокращены на 13%, до 4,777 трлн руб., расходы региональных бюджетов — на 4,5%, до 77,2 млрд руб., а внебюджетных источников — на 12%, до 5,4 трлн руб.
Ведомство сократило также и прогноз по целевым показателям на 2020 год: транспортная подвижность населения вырастет до 4953,1 пассажирокилометра (ранее прогнозировался рост до 5503,4), экспорт транспортных услуг составит не $31 млрд, а $25,6 млрд (-17,4%), объем перевалки грузов в российских морских портах — 820 млн т (-6,7%), прирост объема транзитных перевозок за весь период с 2010 по 2020 год уменьшен более чем в два раза — с 21,9 млн до 12,9 млн т. По прогнозам аналитиков Минтранса, доля протяженности участков железных дорог с ограничениями пропускной и провозной способности в 2020 году составит 15,6% от общей протяженности, а не 12%, как ожидалось ранее.

На развитие экспорта транспортных услуг будет направлено на 18,8% меньше, 787,4 млрд руб. (сумма с 2010 по 2020 год).
Сокращение произойдет в основном за счет отчислений из федерального (-106,9 млрд руб.) и регионального бюджетов (70,1 млрд руб.).

Железные дороги

Расходы на развитие железнодорожного транспорта сокращены на 15,4%, до 3,11 трлн руб. Из федерального бюджета на ж/д выделят только 325 млрд руб., что на 37% меньше запланированного. А из внебюджетных источников на 12%, до 2,77 трлн руб.

На 30%, или 11,3 млрд руб., сокращен объем финансирования по проекту международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Причиной называется длительность согласования и определения маршрута прохождения данного коридора.

Был понижен прогноз и на пассажиро- и грузооборот на железнодорожном транспорте. В 2020 году, согласно скорректированному прогнозу, они составят 3,4 трлн пасс.-км (-5,5%) и 141 млрд т-км (-14,6%).

Сэкономить планируется во многом за счет сокращения ввода в эксплуатацию новых железнодорожных линий: вместо 1,8 тыс. км планируется ввести 0,59 тыс. км в период с 2010 по 2020 год. Почти в два раза сокращен прогноз по электрификации железных дорог: с 1,1 тыс. до 0,6 тыс. км.
Понижен прогноз по обновлению парка локомотивов на 6,6%, до 11,4 тыс. единиц. Практически без изменений оставили прогноз по обновлению парка моторовагонного подвижного состава — на уровне 3,4 тыс. единиц в период 2010–2020 годов.

Гражданская авиация

На авиации пока почти не экономят. Этот вид транспорта и без того сильно пострадал от экономического спада в стране. Расходы на развитие авиации сокращены всего на 2,6%, до 1,634 трлн руб., в том числе из федерального бюджета на 6,2%, до 396,2 млрд руб., а из внебюджетных источников — на 0,6%, до 1,22 трлн руб.

Минтранс по-прежнему рассчитывает почти вдвое увеличить перевозки транзитных пассажиров в российских аэропортах к 2020 году — с 1,425 млн человек в 2014 году до 3,079 млн.

Экономить на гражданской авиации Минтранс планирует не за счет большого сокращения бюджета, а с помощью уменьшения количества финансируемых проектов. Так, бюджетного финансирования лишаются проекты строительства или реконструкции аэропортов в Тюмени, Астрахани, Курске. Решено отказаться от развития таких проектов, как реконструкция аэропортовых комплексов в Нальчике, Майкопе, Киренске, Комсомольске-на-Амуре, Ноябрьске, Пскове и Ямбурге. В результате пересмотра ЯНАО лишился сразу двух аэропортовых проектов.

Финансирования из региональных бюджетов лишились сразу 34 аэропорта,
в том числе в Архангельске, Мурманске, Нарьян-Маре, Абакане, Чите, Магадане, Нижнем Новгороде, Уфе, Челябинске, Адлере, Анапе, Минводах, Владикавказе, Магасе, Ульяновске, Барнауле, Кемерове, Брянске, Воркуте, Ижевске, Быково, Хабаровске, Самаре, Волгограде, Нефтеюганске, Екатеринбурге, Воронеже.

Морской транспорт

Общий объем финансирования подпрограммы «Морской транспорт» составит 636,3 млрд руб., что на 22%, или 178,3 млрд руб., меньше ранее планируемой суммы. Финансирование морского транспорта из федерального бюджета предлагается сократить на 32,77 млрд руб. (-12,7%). Такие проекты, как морской порт в Ванино (Хабаровский край), порт Кавказ, Темрюк, вообще лишились доступа к федбюджету. А порты Архангельск, Невельск и терминал по перевалке СПГ в Териберке полностью исключены из подпрограммы «Морской транспорт».

Из-за отсутствия частных инвесторов исключаются также такие мероприятия, как строительство автопассажирских паромов и судов для Дальнего Востока и порта Сочи.
При этом предлагается восстановить финансирование из федбюджета проекта строительства морского порта в поселке Сабетта на п-ве Ямал в размере 5,11 млрд руб.

C первого взгляда на изменения в программе инфраструктурного развития становится ясно, что сэкономить решено на многом, но не на программе освоения Арктики, в которую включен также проект развития Северного морского пути. Эту задачу премьер России Дмитрий Медведев назвал «исключительно важной». Севморпуть, одним из портов которого является Сабетта, откроет дорогу к запасам полезных ископаемых в Арктике. Строительство морского порта проходит в рамках проекта «Ямал СПГ». Ожидается, что к 2020 году грузооборот через новый арктический порт увеличится до 30 млн т в год.


Часть средств из подпрограммы по развитию железнодорожного транспорта предлагается перенаправить на приоритетные проекты российских властей: например, развитие Мурманского транспортного узла, который предполагает создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе строительство угольного и нефтяного терминалов, развитие железнодорожной инфраструктуры, а также реконструкцию угольного и строительство контейнерного терминалов. Это нужно для развития портовых и производственных мощностей Кольского залива, необходимых для освоения перспективных месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе.