Отступать есть куда

19 Августа 2009
Партии сэкономят на кампании по выборам в Мосгордуму. «Единая Россия» не будет платить за эфир, коммунисты не используют растяжки, а «Справедливая Россия» откажется от наружной рекламы, так как ее «всю выкупили ЛДПР». В агитации не будет критики Юрия Лужкова.

Цена Москвы

Партии пошли на экономию бюджета на избирательную кампанию в Москве. Лишив партии бесплатных печатных площадей перед выборами, Мосгордума в 2009 году увеличила размер максимально допустимого избирательного фонда: с 200 млн до 300 млн рублей для партий и с 9 млн до 20 млн рублей для кандидатов по одномандатным округам. Все опрошенные партии сказали, что их избирательный фонд будет сильно меньше указанной суммы, но отказываются назвать более конкретные цифры.

«Бюджет относительно всех московских прошлых кампаний минимальный, меньше бюджета 2005 и 2007 годов», – посетовал в беседе с «Газетой.Ru» руководитель московского исполкома ЕР Виктор Селиверстов. В 2005 году по итогам выборов в Мосгордуму единороссы отчитались о полученных 82 млн рублей и потраченных в ходе кампании 76 млн рублей.

Партия задействует почти весь арсенал предвыборной агитации: растяжки, билборды, листовки, газеты и агитационные материалы. За время кампании единороссы проведут около 400 пикетов и встреч с населением, «средами» и творческими организациями. Год назад единороссы отказывались от дебатов на всех уровнях выборов, но после того, как президент Дмитрий Медведев заявил об обязательности дебатов для партий, ЕР начала активные партийные тренинги и уже сформировала команду для дебатов на выборах в Мосгордуме. Среди «спикеров» – депутат Госдумы Николай Гончар, депутаты МГД Владимир Платонов, Андрей Метельский, Татьяна Портнова, Михаил Москвин-Тарханов, Инна Святенко, рассказал Селиверстов.

«С Лужковым эту тему даже не обсуждали, – удивляется партиец. – Но лично я против участия мэра в предвыборных дебатах: представляете, как подскочит рейтинг Митрохина, если с ним будет спорить сам мэр!»

Несмотря на традиционно самый большой предвыборный бюджет, «Единая Россия» сэкономит на некоторых запросах. Так, партия обойдется только бесплатным эфиром на телевидении и не будет покупать видеоролики, рассказал Селиверстов. «Зачем им покупать эфир, если их и так все время показывают!» – усмехнулся «второй номер» московских коммунистов Владимир Улас.

Впрочем, от бесплатного эфира большого эффекта партии вряд ли дождутся: согласно принятым МГД поправкам, на этих выборах каждая партия получит в совокупности три часа эфира на телеканалах «Столица» и «Доверие» (сеть районных кабельных каналов). Телеканал московского правительства «ТВ Центр» признан федеральным и предоставлять московским кандидатам бесплатное время не обязан.

Единороссы, скорее всего, откажутся от рекламы в метро и на наземном транспорте. «Эффект от наружной рекламы не бесспорен», – считает Селиверстов. Для партийного списка не будут выкупаться печатные площади, с печатью будут работать только кандидаты в одномандатных округах. «Бюджет для нас немаловажен, бюджет первичен», – говорит Селиверстов.

Бюджет коммунистов «скромен», утверждает Улас, он «на порядок меньше», чем у ЕР. На московских выборах 2005 года коммунисты потратили лишь 6,6 млн рублей. По словам Уласа, с самого начала работы Мосгордумы и работы депутатов Госдумы от Москвы городские и народные избранники отчисляли по 40% заработной платы в фонд партии. Добровольные отчисления делали и помощники депутатов – от 20 до 30 тыс. рублей. «Мы сразу решили, что депутатское кресло не для собственных нужд, а необходимо партии, и все с этим согласились», – говорит Улас. Из партийного «налога» с зарплаты отчасти и сформирован избирательный фонд коммунистов.

Основные силы коммунистов будут брошены на печать листовок и газет, которые будут вручаться адресно активистами. «Газеты относительно дешевые, и актив распространения доходит до людей», – объясняет выбор Улас. Билбордов и растяжек у коммунистов не будет, это «дорого и не очень эффективно». «Мы бы с удовольствием воспользовались рекламой в метро, но нас туда не пустят», – полагает Улас.

В зависимости от количества денег на избирательном счете партия будет решать вопрос о закупке теле- и радиоэфира. 20 августа коммунисты будут пикетировать Останкино, ВГТРК и ТВЦ с требованием равного и объективного освещения деятельности партий в СМИ.

«Как можно экономить на избирательной кампании?» – удивляется секретарь бюро совета московского отделения «Справедливой России» Наталья Бородина. Тем не менее «эсеры» откажутся от платной рекламы в окружных газетах. Расценки на рекламу на телевидении и билборды Бородина назвала «совершенно безумными», а всю наружную рекламу уже «выкупила ЛДПР», утверждает «эсерка».


ЛДПР не признается в скупке всех наружных рекламных площадей Москвы, но обещает много наружной рекламы с 1 сентября, рассказал второй номер городского списка Виктор Соболев.


Во вторник выпущена первая партия агитационной продукции, далее готовятся к печати листовки, газеты, календари.

Будет ли партия покупать эфир, штаб еще не определился, – пока нет определенности с бюджетом. Эфир «очень дорогой», сетует Соболев, ролик на радио на несколько секунд стоит от 7 до 50 тыс. рублей. Приблизительный фонд Соболев назвать затруднился, но сказал, что он будет «не в два и не в четыре» раза меньше максимума, установленного законодательством.

«Яблоко» еще собирает подписи для регистрации списка, но уже планирует потратить на выборы 4 млн рублей, рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь партии Игорь Яковлев. Более конкретных планов по приоритетным формам агитации у партии пока нет.

За Лужкова!

Все партии уже подготовили предвыборные программы и начинают разрабатывать лозунги. Единороссы пойдут на выборы с призывом «Слово держим, дело – делаем!» и особое внимание уделят «надежности и стабильности партии во время кризиса». В программе ЕР семь разделов: «Работаем для людей», «Обустраиваем Москву – наш общий дом», «Забота и внимание», «Город-труженик – город тружеников», «Качество жизни и достойная жизнь для каждого москвича», «Завтрашний день Москвы», «Держим совет с москвичами».

Самым удачным предвыборным приобретением «Единой России» можно назвать бывшего замглавы Росприроднадзора, «грозу дачников» и защитника «Газпрома», ныне префекта Северного АО Олега Митволя. Общегородской список ЕР еще не зарегистрирован, а он уже развернул активную травлю своего конкурента по округу – коммуниста Олега Смолина, обвинив его в предоставлении крова гей-клубу «Душа и тело».

Коммунисты свою дружбу с геями отрицают: «Я в этот клуб и замминистра приводил, и руководителей районов, и префектов!» – открещивался на пресс-конференции в среду директор комплекса, в котором расположился клуб, Владимир Баженов.

Коммунисты готовятся проскандировать: «За честных и смелых!», «От города богатых к городу для всех!» и «Партий много, с народом одна!», рассказал Улас.

Всего программа коммунистов содержит шесть призывов: «Систему управления городом – под контроль москвичей!», «Социально-экономическая политика: добиться качественного улучшения благосостояния!», «Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство: низкие тарифы и реальные цены – возможны!», «Транспортные и экологические и проблемы: решать, а не обещать!», «Борьба с преступностью и коррупцией, безопасность граждан: корни – в экономике!», «Уважаемые москвичи! Поддержите смелых людей и честную партию!»

«Яблоко» обсудит с москвичами: «Как сделать Москву городом высокой культуры», «Как защитить людей от собак, а собак – от людей», «Как остановить рост тарифов и повысить качество услуг» и «Как найти управу на московскую бюрократию». В основном «яблочники» будут рассказывать москвичам о проделанной работе, рассказал «Газете.Ru» лидер партии Сергей Митрохин. «Так мало времени, у нас есть возможность лишь осветить нашу работу», – объясняет установку лидер. По словам Митрохина, партия выступит за экономию бюджетных средств – против трат денег за пределами Москвы: «Я имею в виду строительство аэропортов, бесконечных каменоломен, рудников и санаториев на Мертвом море». «Все обещают. Мы – делаем!» – провозгласили «яблочники».

Бородина из «Справедливой России» рассказала «Газете.Ru», что партия поднимает вопросы социальных гарантий, защиты человеческого труда, жилищно-коммунального хозяйства.

Как и большинство конкурентов, «эсеры» ухватились за тему генплана развития Москвы. По словам Бородиной, «правительство Москвы плохо организовало обсуждение, безнравственно, когда все в отпусках и не могут принять участие в оценке столь важного для столицы документа». Конкретные лозунги партией пока разрабатываются, говорит она.

«Только ЛДПР или терпи дальше», – предложит партия под предводительством Жириновского: этот лозунг говорит о необходимости контроля над действиями правительства со стороны оппозиции, объясняет Соболев.


Никто из партий не будет обращаться лично к мэру Москвы Юрий Лужкову и требовать его отставки. «Если есть за что критиковать мэра, то будем критиковать», – обещает Бородина. «У нас хорошая программа из 12 пунктов, в соответствии с ней и будем выстраивать критику. Нужно критиковать не конкретных людей, а систему», – говорит Соболев.


Не пошли партии и на освещение острых тем – Черкизовского рынка и нелегальной миграции. Националистическим выглядит лозунг либерал-демократов: «ЛДПР вернет Москву москвичам!» Но руководитель предвыборного штаба утверждает, что под лозунгом партия подразумевает лишь то, что в Москве должны жить москвичи «по духу», а не только богачи. Лозунги партий о произволе милиции никак не пересекаются с историей майора Евсюкова.

«Я думаю, власти попытаются максимально умолчать сам факт проведения московских выборов», – полагает Улас. По мнению коммуниста, максимально низкая явка поспособствует максимально возможному применению административного ресурса, как это было во время избирательной кампании в Сочи в 2009 году.
Елизавета Сурначева
Газета.Ru
оригинал