На страже демократии, 2011 - Выпуск 38

30 Ноября 2011
В Украине стартовал протестный видеореферендум
В Украине набирает обороты электронная демократия. Одним из ее организованных проявлений стал первый в мире политический видеорефендум, стартовавший 11 ноября этого года. Инициаторами и организаторами акции выступили общественное движение «Общее дело», а также делегаты объединения общественных организаций «Народный совет». Цель инициативы – прекращение полномочий Президента Украины В.Януковича и действующего парламента. Для участия в референдуме гражданам предлагается записать видеообращение к президенту и парламенту, в котором объяснить свое отношение к власти и причины своего недовольства ею. Последними в обращении должны стать слова «Вы уволены! Убирайтесь вон!». Все обращения организаторы планируют разместить в социальной сети Youtube(1).

Сейчас в Youtube уже выложено более сотни обращений украинских граждан к президенту и парламенту(2), и их количество продолжает стремительно расти. Согласно замыслу организаторов, это количество достигнет 3 млн., тем самым продемонстрировав Украине и миру неприятие украинцами действий правящего режима.

Власть по этому поводу пока хранит молчание. Отдельные журналисты и эксперты высказывают мнение, что, кроме общественно-политических, данный видеореферендум может иметь еще и юридические последствия, поскольку в статье 69 Конституции Украины зафиксировано, что народное волеизъявление реализуется не только через выборы и референдумы, но и через другие формы непосредственной демократии. Эксперимент продолжается, и одна из его задач – засвидетельствовать уровень готовности украинцев к активным протестным действиям.
(1) http://www.unian.net/ukr/news/news-467509.html
(2) http://www.youtube.com/watch?v=sEYI8g_RFrI

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Приятно видеть, как, отстаивая право на свободу слова, граждане осваивают доступный и неподконтрольный цензуре и власти инструментарий. Очевидно, что власть будет не в восторге от такой инициативы, но ей придется ее «проглотить». Пора признать, что в¬ современном мире политики имеют дело не с гневом малообразованной подъяремной толпы, а с организованным сопротивлением прекрасно информированного и просвещенного населения, которое для организованных действий все чаще и увереннее использует самые современные технологии.

Власть любой страны, конечно, может отключить мобильную связь и Интернет, но так она только подольет масла в огонь, толкая народ к уличным протестам. Власть также может отслеживать все комментарии и их авторов, чтобы потом вести с ними диалог на свой манер, но найти для этого веские основания ей будет сложно. Можно, конечно, предположить утопический вариант – власть выслушает мнение людей и приложит усилия, чтобы измениться. Не будем лишать ее этого шанса.

В конце концов, не так уж важно, сколько людей примет участие в информационной кампании – несколько сотен, тысяч или миллионов. В любом случае эта инициатива продемонстрирует элите, что невозможно контролировать народ, и что рано или поздно из отдельных акций может вырасти общенациональное движение, совладать с которым власть будет не в силах. Если нынешняя неофеодальная политика будит проводиться и дальше, прогнозируемое развитие событий станет лишь вопросом времени.

Граждане Украины теряют доверие к милиции
Закономерным результатом сворачивания демократии в Украине становится потеря доверия граждан к органам государственной власти. Весьма показательным, в частности, является отношение украинцев к милиции. Последние социологические опросы демонстрируют, что 57% украинских граждан не поддерживают деятельность милиции, тогда как полностью ее поддерживают лишь 6%. Выполнение милицией большинства своих функций украинцы оценивают как неудовлетворительное. Наиболее жестко люди характеризуют работу милиции в сфере борьбы со взяточничеством и коррупцией в органах власти.

В свою очередь, закономерным следствием недоверия украинцев к правоохранительным органам становится нежелание людей с ними контактировать. Весьма показателен в этом контексте ответ респондентов на вопрос: «Как бы вы повели себя, если бы ночью, на пустынной улице увидели милиционера?». Почти треть опрошенных (31,2%) ответили, что восприняли бы его как фактор опасности, и только 20,7% оценили бы его как гарантию безопасности. Для сравнения – в 2006 году 30,5% граждан воспринимали милицию как гарантию собственной безопасности(3).

Социологические опросы демонстрируют потерю доверия украинцев и к остальным государственным институтам. Так, по 5-балльной шкале уровень доверия к милиции составляет 2,2-2,4 балла, к судам – 2,3-2,4 балла, к местной власти – 2,3-2,5 балла(4). Не исключено, что именно такой тенденцией руководствовалась Верховная Рада, принимая в ноябре изменения к Закону «О милиции». Эти изменения повышают требования к лицам, принимаемым на службу в милицию. В частности, кандидаты должны «иметь полное среднее образование, владеть государственным языком, быть способными по своим личным, деловым и моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию задачи» и, вдобавок, не иметь в прошлом проблем с законом.

Впрочем, тотальная потеря доверия к милиции лишь подтверждает тенденцию стремительного отчуждения власти от народа и должна стать важным сигналом для руководства государства к изменению приоритетов.
(3) http://ua.korrespondent.net/ukraine/events/1281830-majzhe-tretina-ukrayinciv-sprijmayut-miliciyu-yak-faktor-nebezpeki-a-ne-zahistu-opituvannya
(4) http://www.pravda.com.ua/news/2011/11/10/6745785/

Комментарий Фонда "Сначала Люди": По последним данным, законность и порядок в Украине охраняют 350 тыс. милиционеров – по одному на 128 граждан и по два на каждого военного. Для сравнения, в Великобритании это соотношение составляет одного полисмена на каждых 435 граждан, а общее количество полицейских практически равно количеству военных. Британцы уважают полицию и верят, что она их защищает, расследует преступления, охраняет закон и порядок. В Украине же милиции, к сожалению, превратилась в объект для насмешек – у нас милиционеров считают некомпетентными, ленивыми и коррумпированными.

Продолжим сравнение. Итак, желающий стать британским полисменом должен владеть университетским дипломом и пройти годичную интенсивную подготовку. В Украине же до недавнего времени в милицию мог попасть практически каждый, кто не смог найти другой работы. Может ли милиция при таких условиях быть эффективной?

Принятые парламентом изменения, призванные упорядочить деятельность милиции – несомненно, шаг в правильном направлении. Однако, это не меняет ее восприятия как наиболее коррумпированной государственной институции. Возникает логичный вопрос: зачем расширять ряды структуры, доказавшей свою недееспособность? И почему это расширение происходит именно сегодня, когда уже имеют место проблемы с выплатой заработной платы сотрудникам государственных учреждений и предприятий, а также пенсий и пособий? Ответ лежит на поверхности – потому что страшно. Нет, люди не боятся милиции, а вот власть боится и надеется, что в час «Ч» милиция защитит ее от людского гнева. Ошибаться глубже вряд ли возможно. Несколько недель назад под Верховной Радой прошла акция протеста. Тогда сквозь милицейские кордоны пробились не сильные и активные молодые люди, а дедушки и бабушки, у которых просто лопнуло терпение.

Как бы там ни было, политикам не стоит забывать одну простую истину: человек будет искренне отстаивать только то, во что свято верит, и поддержит только того, кого уважает и кому доверяет. За деньги можно купить наемников, но верность не купишь, даже если это верность милиции.

В Украине усложняется валютный обмен
С 23 сентября текущего года в Украине начали действовать более жесткие требования по обмену валют, предусматривающие, в частности, обязательное наличие паспорта и фиксацию персональных данных лиц, осуществляющих обмен. Новые правила значительно усложнили ситуацию в валютной сфере для банков, рядовых граждан Украины, а также для иностранцев. Требование наличия копировальной техники, а также проведения каналов спецсвязи во все обменные пункты повлекло закрытие 40% легальных пунктов обмена валют. Неудобным нововведение стало и для иностранцев. В частности, иностранные граждане жалуются, что даже в банках испытывают трудности с обменом валют, мотивируемые различными техническими причинами. Такой негатив может серьезно ухудшить туристическую и инвестиционную привлекательность Украины накануне и в период проведения Евро-2012.

В вою очередь, председатель НБУ заявил, что введение жестких требований при обмене валюты позволило Нацбанку сэкономить золотовалютных резервов на сумму 3,5 млрд. долл.(5). Но, похоже, граждан новые правила не остановили. Только в октябре украинцы купили наличной валюты на 1,4 млрд. долл. больше, чем продали. Ранее ежемесячное превышение объема покупки валюты над продажей колебалось от 750 млн. долл. до 859 млн. долл.(6).

Не следует забывать, что одним из логических последствий ужесточения валютного контроля со стороны властей является стремительный рост теневого валютного рынка. По сообщениям из регионов, во многих городах уже предлагают неофициальные услуги по обмену валют.

Следовательно, усиление тенденции к тенизации экономики, рост недоверия граждан к власти и национальной валюте может существенно ухудшить неустойчивый социально-политический баланс в Украине.
(5) http://ua.for-ua.com/main/2011/11/15/133412.html.
(6) http://www.epravda.com.ua/news/2011/11/14/305369/

Комментарий Фонда "Сначала Люди": В свое время, когда гривня только появилась в обращении, перед Национальным банком Украины встала проблема – как справиться с огромным количеством нелегальных валютных "менял", прямо на улице предлагавших обменять валюту по значительно более привлекательному курсу, нежели банки. Это явление наносило ощутимый удар по банковской системе. Стремясь взять процесс под контроль и защитить банковскую систему, НБУ ввел обязательное лицензирование пунктов обмена валют. В результате было выдано слишком много лицензий, и сегодня уже неконтролируемый обмен валют легальными пунктами обмена наносит вред целостности всей финансовой системы.

Незадекларированная иностранная валюта кормит теневую экономику. Сократив количество лицензированных пунктов обмена валют и заставив трейдеров сотрудничать с банками, НБУ, таким образом, провел своеобразную рекапитализацию банков на сумму 3,5 млрд. долл. Это можно было бы считать настоящим достижением, если бы не три «но». Во-первых, всех желающих обменять валюту, как известно, обязали предъявлять паспорта, но поскольку прямой связи между паспортом и транзакцией нет, то «привязать» человека к транзакции оказывается проблематично. Во-вторых, на улицы снова вышли валютные «меняли». Они предлагают курс выше банковского, подрывая таким образом банковскую систему. В-третьих, нововведение НБУ предусматривает обязательное оформление сделки (а это 5 листов бумаги и 7 подписей), что занимает 20 минут из расчета на каждую операцию по обмену.

К тому же, кажется, никто не предусмотрел, как новые правила будут действовать в условиях проведения Евро-2012. По оценкам правительства, в Украину на чемпионат Европы по футболу приедет ориентировочно 750 тыс. иностранных туристов. Даже если всего 10% от этого количества захотят обменять по 100 долларов каждый, то при условии, что на каждую валютную операцию потребуется 20 минут, для обработки всех операций понадобится 12 лет и 8,5 тонн бумаги. Стоит ли того имидж государства?
Донецкий клан «приватизирует» Украину
Продолжается процесс продвижения представителей Донецкого региона на руководящие должности в органах государственной власти. Сегодня выходцы из региона занимают почти половину руководящих постов в центральных органах власти. Например, в нынешнем составе Кабинета Министров Украины почти половина членов (8 из 17) связаны с Донецкой областью либо по происхождению, или историей карьерного роста. Схожая ситуация наблюдается и в других влиятельных структурах власти. Например, Генеральный прокурор и его первый заместитель – это выходцы из Донецкого региона. Из 27 региональных представительств Генпрокуратуры 12 также возглавляют «донецкие».

Критики власти отмечают, что иных оснований, кроме политических, для тотального засилия «донецких» на высших государственных должностях, нет. Самые сильные юридические школы в Украине находяться в Харькове и Киеве, но даже в этих областях прокурорами назначены «донецкие». Президент продолжает продвигать своих «земляков». В частности, новым председателем Государственной налоговой администрации стал «донецкий» А. Клименко, новым Министром внутренних дел – «донецкий» В.Захарченко(8). Таким образом, неконкурентная кадровая политика действующей власти, которая сосредотачивает большинство государственных структур под контролем одной региональной группы, ведет к увеличению дисбаланса интересов финансовых и политических групп в Украине, а также к росту недовольства населения. В будущем следствием такого дисбаланса может стать внутренняя дестабилизация в стране.
(7) http://www.ut.net.ua/News/35566
(8) http://www.pravda.com.ua/news/2011/11/8/6738526

Комментарий Фонда "Сначала Люди": С одной стороны, напрашивается параллель с "Крестным отцом" Фрэнсиса Форда Копполы, с другой – такое сравнение выглядит упрощенным, ведь речь идет не о классическом семейном клане наподобие итальянской мафиозной семьи. На самом деле тенденция к «забиванию» всех важных должностей «своими» людьми свидетельствует о страхе Президента за неприкосновенность своих позиций.

Если бы Президент не боялся и мог положиться на властную вертикаль и на поддержку союзников по партии, то выбирал бы чиновников по уровню компетентности и эффективности, а не по происхождению и степени личной преданности. Он же выбирает только тех, кому может полностью доверять. Вместо того, чтобы укреплять систему власти, Президент демонстрирует ее уязвимость. И Р.Ахметов, и Д.Фирташ сторонники В.Януковича и финансовая опора его политической системы, дали понять, что не планируют участвовать в выборах.

Возникает вопрос: есть ли у Президента основания волноваться? Похоже, что такие основания есть, ведь неспособность выполнять обещания и скандал вокруг дела Ю.Тимошенко настроили против него международное сообщество, в частности ЕС и США. В свою очередь, В.Путин активно защищает свои позиции, и, несмотря на двухмесячные переговоры, Украина так пока и не достигла ощутимых сдвигов в вопросе пересмотра цены на газ на следующий год и погашения долгов. МВФ также не спешит предоставлять Украине кредит, если не будут выполнены все его требования. В таких условиях у Президента, похоже, нет другого выбора, кроме как делать ставку на личную преданность.

Цитата недели:
Свобода означает построение демократической системы с присутствием уважения к фундаментальным правам Человека – как человеческого существа и как личности.

Шанана Гужмау
Первый президент Восточного Тимора
Виктор Ткачук
Фонд Сначала Люди
044 281 23 12
democracywatch@peoplefirst.org.ua