press-release.ru
Служба распространения пресс-релизов
Главная
Поиск




Отраслевые новости






































Экспорт новостей






Поможет ли национальной экономике использование регулируемого курса рубля?

30.10.2017

В настоящее время активно обсуждаются варианта стратегий развития национальной экономики на 2018-2024 годы, предлагаемые, в частности, представителями Минэкономразвития (МЭР), Столыпинского клуба (СК) и Центром стратегического развития (ЦСР).
В качестве ключевого звена перечисленных стратегий развития национальной экономики фигурируют инвестиции. Но, что касается источников инвестирования и направлений их использования, то здесь есть различия.
Так СК предлагает запустить процесс развития национальной экономики путем эмиссии денег и предложения их субъектам хозяйствования на щадящих кредитных условиях.
ЦСР предлагает в качестве источника инвестирования приватизацию всего топливно-энергетического комплекса.
МЭР предлагает инвестировать в определенные перспективные сектора экономики, правда при этом не очень понятно, что рассматривается в качестве источников инвестирования.
В качестве одного из стратегических решений предлагается использование регулируемого курса рубля и фиксации его на заниженном уровне. В частности, такое направление предлагается представителями СК.
В этой связи представляет интерес рассмотрение плюсов и минусов использование регулируемого курса рубля.
Сторонники мер, связанных с использованием регулируемого курса рубля, и фиксации курса рубля на заниженном уровне, с одной стороны, правы, отстаивая возможность усилить позиции российских производителей, реализующих стратегию импортозамещения. С другой стороны, их противники, опираясь на отечественный опыт, справедливо замечают, что режим регулируемого обменного курса способен в краткосрочной перспективе обеспечить определенную стабильность, уже в среднесрочной перспективе приводит к кризису платежного баланса.
Следует отметить, что положительный или отрицательный результат использования этого финансового механизма во многом определяется не самим инструментом, а тем как его используют владельцы процесса. Так опыт развития экономики Китая с фиксацией курса национальной валюты (юаня) на заниженном уровне обеспечивает возможность усилить позиции китайских производителей, реализующих стратегию импортозамещения, обеспечивает высокую стабильность развития экономики КНР.
В то же время целый комплекс проблем, выявленный при реализации стратегии импортозамещения в России, начиная с проблем постановки целей и задач импортозамещения, приводит к тому, что отечественные специалисты не без оснований опасаются, что режим регулируемого обменного курса в среднесрочной перспективе может привести к кризису платежного баланса.
Дело в том, что фиксация курса национальной валюты на заниженном уровне, если проводить параллель с КНР, призвана:
А) вытеснить за счет более дешевых отечественных товаров импорт;
Б) нарастить за счет роста конкурентоспособности российской продукции (по соотношению качества и цены) экспорт.
Но на практике процессы импортозамещения в стране идут крайне медленно. Де факто многие из этих процессов так и увязли на этапе докапитализации банков – 1,5 трлн. руб. из 2,3 трлн. руб., предусмотренных из по государственной программе импортозамещения на 2015 год.
Характерным примером «хода реализации процессов импортозамещения» является информация о том, что крупнейший машиностроительный концерн России «Тракторные заводы» будет объявлен банкротом.
Концерн, насчитывающий двадцать пять предприятий на которых еще в 2011 году трудилось порядка тридцати тысяч человек и имевший оборот 46,5 млрд руб., концерн, который в 2012 году занимал 142 место в рейтинге крупнейших компаний России по объему реализации продукции, сегодня (в 2017 году) имеет 85 миллиардный долг.
Всевозможные версии экспертов о том, почему это произошло, начиная от объективных – кризис в экономике, и заканчивая субъективными -неэффективный менеджмент, в конечном итоге можно резюмировать как не решение концерном «Тракторные заводы» задач импортозамещения, поскольку, с одной стороны, государственная программа импортозамещения была запущена еще в начале 2015 года и господдержка производства сельхозтехники (и АПК в целом) осуществлялась в приоритетном порядке.
С другой стороны, отечественная продукция тракторного машиностроения не только не вытесняет импорт, но и в большинстве случаев не выдерживает конкуренции с зарубежными аналогами. И если одни эксперты считают, что доля импортной продукции в этой сфере составляет сейчас 65-70%, то другие полагают, что доля импорта превышает 80%.
Кроме того, эксперты отмечают, что в машиностроительной отрасли также обозначился рост объемов импортной продукции на 6,2 %. Да максимальный рост пришелся на импортные грузовые автомобили – 51,2 %. В этот же период обозначился рост спроса российских представителей на технику и оборудование сельскохозяйственного назначения.
В качестве примера проблем импортозамещения в рассматриваемой сфере эксперты выделяют результаты деятельности предприятия «Промтрактор», входящего в концерн «Тракторные заводы», где за первое полугодие 2017 года было выпущено 55 единиц дорожно-строительной техники, в то время, как только для возвращения рыночной доли (а еще не наступления на зарубежных конкурентов посредством импортозамещения) за полугодие нужно производить и реализовывать не менее 500 единиц техники.
И это, к сожалению не единичный случай, а система.
Заниженный регулируемый курс рубля (а в декабре 2015 года он был опущен ЦБ до уровня 83,59 руб. за доллар), регулируемый в настоящее время в достаточно жестком коридоре, не приводит пока ни к существенным успехам в области импортозамещения, ни к росту экспорта конкурентоспособной продукции, которая автоматически должна вырасти по соотношению качества и цены при снижении последней. Более того, объем экспорта с досанкционного 2014 года в 2016 году сократился в денежном выражении практически на четверть. Причем не только со странами дальнего, но и со странами ближнего зарубежья.
Таким образом, использование регулируемого курса рубля, и его фиксация на заниженном уровне не приводят к стимулированию процессов развития национальной экономики.
Фискальная финансовая политики, помноженная на коррупцию не обеспечивает должную конкуренцию, способную обеспечить относительно быстрый рост национальной экономики.

Автор:Тебекин Алексей Васильевич

Тебекин Алексей Васильевич, доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента МГИМО МИД РФ
Московский государственный институт международных отношений (Университета) МИД России
Последние новости данного раздела:
Версия для печати
В Котовске состоялось награждение победителей Премии «Бизнес-успех»
Моногороду Новоалтайску присвоен статус территории опережающего развития
Противоречивые тенденции российского строительства
В Alibaba решили активно сотрудничать с Россией
Можно ли создать эффективный бизнес при очень неблагоприятных условиях


Добавить свой пресс-релиз


 
© 2002-2017, Press-release.ru - Информация о проекте | Правила публикации материалов
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Реклама на сайте | Обратная связь