Морской канал через Балтийскую косу: за и против

28 Сентября 2014
Идея строительства судоходного канала через Балтийскую (Вислинскую) косу, который свяжет польский порт Эльблонг напрямую с Балтийским морем, вновь обсуждается в правительстве и парламенте Польши. Реанимация проекта, который год назад не был одобрен польскими властями, вызвана увеличением напряженности в отношениях между ЕС и Россией. По сообщениям ряда СМИ, предварительное решение о строительстве уже принято, однако прямых подтверждений этому пока нет.
— Мы должны реагировать на изменившуюся геополитическую ситуацию. Как показал украинский кризис, нам необходимо больше полагаться на себя, чтобы не зависеть от соседей, — заявил 10 августа 2014 года депутат польского сейма и член парламентского комитета по инфраструктуре Станислав Лямчук, подчеркнув, однако, что проект пока находится на этапе дискуссии. — Правительство решило проанализировать ситуацию. Выделены средства на исследования. Необходимо изучить все за и против, узнать мнение местных властей и самих жителей, а также польских экологов, — сказал депутат.
Балтийская коса — узкий полуостров длиной 65 км, пролегающий по территории России и Польши. С российской стороны коса отделена от материка судоходным каналом в Балтийске, через который в настоящее время и проходят суда. Канал, если он будет построен, позволит избежать транзита польских кораблей через российские территориальные воды.
Между Россией и Польшей действует пятилетнее межправительственное Соглашение о судоходстве, срок которого истекает в этом году. Согласно документу, подписанному 1 сентября 2009 года, «каждая Сторона в рамках законов и правил своего государства принимает необходимые меры в целях облегчения и ускорения судоходства в Заливе, предотвращения неоправданных задержек судов другой Стороны, а также облегчения и упрощения пограничных, таможенных и иных формальностей, действующих в портах». Польская сторона опасается, что в связи с усложнившейся политической ситуацией Россия может не продлить контракт.
По предварительному проекту через песчаную часть косы планируется прорыть канал длиной 1100 метров и шириной 40 метров. После организации фарватеров, углубления и регулировки русла реки Эльблонг и строительства всей необходимой инфраструктуры здесь смогут проходить контейнеровозы, сухогрузы и пассажирские суда длиной до ста метров с осадкой до четырёх метров. Стоимость работ оценивается в 281 миллион долларов, срок реализации проекта — от шести до семи лет.
Первый проект судоходного пути через Балтийскую косу появился еще в 1983 году по инициативе властей города Эльблонг, чей порт сегодня не имеет прямого выхода в Балтийское море. С тех пор идея выдвигалась несколько раз. Так, в 2007 году с ней выступила польская партия «Закон и Справедливость». В 2013 году проект был озвучен в ходе предвыборной кампании президента Эльблонга и не нашел поддержки у польских властей как нерентабельный и чреватый непредсказуемыми последствиями для окружающей среды.
Вновь о строительстве канала польские СМИ заговорили в марте 2014 года после присоединения Крыма к России. Как отметила Gazeta Wyborcza, ситуация в Крыму сильно изменила отношение поляков к собственной безопасности и создала мощный политический аргумент в пользу прямого выхода в Балтийское море. Издание Dziennik Bałtycki привело слова Аркадиуша Згилиньски, директора порта в Эльблонге: «Каждый год мы увеличиваем объёмы товарооборота в рамках сотрудничества с Калининградской областью. Если российско-польские отношения ухудшатся, и часть залива для нас будет закрыта, мы не сможем рассчитывать на перевозку товаров». События августа 2014 года, в первую очередь — российское эмбарго на продовольствие из ЕС, подтвердили опасения польской стороны.
В настоящее время окончательное решение не принято, идет активное обсуждение проекта. До сих пор ведутся споры о рентабельности этого строительства: многие эксперты уверены, что инвестиции, которые могут составить до миллиарда злотых, не окупятся. «Сегодня город Эльблонг нельзя назвать значимым пунктом на экономической карте Польши, поэтому порт в Эльблонге не имеет экономических возможностей для реализации этого проекта», — считает маршалек Поморского воеводства Мечислав Струк.
Серьезным аргументом против проекта могут стать также заключения экологов. Дело в том, что территории, через которые пройдет канал, входят в охраняемые природные зоны, которые могут серьезно пострадать от строительных работ. По мнению профессора Гданьского университета Евгениуша Дембицкого, строительство морского канала увеличит соленость воды в Калининградском заливе, что повлечет за собой изменение структуры биоты в регионе и негативно отразится на рыбном хозяйстве. Кроме того, может повыситься риск наводнений в низинных районах Польши, — предупреждает ученый.
Того же мнения придерживаются и российские экологи. Превращение Балтийской косы в остров приведет к значительным изменениям в циркуляции вод и в экосистеме Калининградского залива. К такому выводу пришли члены научной экспедиции, которая состоялась в июле-августе 2014 года в рамках комплексных исследований прибрежных вод Калининградской области по проекту Русского географического общества.
Быть или не быть морскому каналу через Балтийскую косу? На одной чаше весов — политические аргументы, на другой — экономика и экология. На наш взгляд, все будет зависеть от того, в каком направлении будут развиваться взаимоотношения между Россией и Европейским союзом. Срок действия российско-польского Соглашения о судоходстве в Калининградском (Вислинском) заливе истекает 28 ноября 2014 года. До этого момента решение о строительстве канала должно быть принято. Или не принято.
Стриженая Ирина
Mortrans.info
Мортранс.инфо