Интервью председателя Правления ПФР А.Дроздова телеканалу «Россия 24»

16 Октября 2015
О том, что ждет пенсионеров, рассказал глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов

Ведущий: Сегодня на площадке форума "Россия зовет" Владимир Путин заявил о том, что накопительная пенсионная система в России будет развиваться. О том, что ждет пенсионеров, глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов рассказал моей коллеге Эвелине Закамской.

КОРР: Антон Викторович, здравствуйте. Рада приветствовать вас в нашей студии. Итак, правительство подготовило бюджет на 2016 год, в этот раз это однолетний бюджет, сейчас бюджет находится в стадии рассмотрения и последующего принятия. Пенсионная система, с одной стороны обязательства государства - это серьезная нагрузка, в том числе и на бюджет, и на внебюджетные фонды, с другой стороны, пенсионные фонды - это всегда источник длинных денег, поэтому пенсионная система, пенсионная реформа всегда в центре внимания. Какие изменения ожидают пенсионеров и пенсионную систему на следующий год?
АНТОН ДРОЗДОВ, глава Пенсионного фонда России: Собственно, изменения небольшие с точки зрения тарифа. Основной тариф не меняется, так же 22 процента с сумм, не превышающих 800 тысяч рублей в год, и 10 процентов сверх этих сумм. Льготы остаются те же для малого бизнеса, для отдельных отраслей, и добавляются льготы для отдельных территорий, так называемых территорий опережающего развития. Это Дальний Восток, порты Владивосток, также Калининград, это тариф. По пенсиям, собственно, формула та же. Мы перешли на нее в этом году, формула расчета пенсий. Планируется проиндексировать пенсию с 1 февраля на 4 процента, и доиндексировать ее в следующем году, исходя из возможностей бюджета, то есть двухэтапная индексация пенсий, направленная все-таки на возможность достижения инфляции за текущий год.

КОРР: Но вокруг параметров индексации были серьезные споры и дискуссии. Как появилась цифра 4 процента, и какова вероятность того, что к сентябрю удастся догнать инфляцию?
АНТОН ДРОЗДОВ: Цифра 4 процента исходит из возможностей бюджета, выделить нам трансферты на те цели, на которые выделяли всегда. Это трансферты на компенсацию тарифных ставок льготных, и трансферты на иные льготы, которые предоставляются законодателем и покрываются из федерального бюджета. Общий объем таких трансфертов на следующий год - порядка 1 триллион 900 миллиардов на выплату страховых пенсий. Исходя из тех возможностей, которые есть у федерального бюджета, они определили такую ставку - 4 процента. Но как компромисс определено, что будет вторая индексация, соответствующая статья будет в бюджете федеральном, будут зарезервированы средства от накопительной части в том числе на эти цели, и по итогам исполнения такая индексация может быть возможна путем внесения отдельного федерального закона, которым будет установлен новый более высокий уровень пенсионного процента.

КОРР: А как же, если говорить о вероятности, на что здесь ориентируются - на возможные доходы бюджета, на цены по баррелю нефти и так далее?
АНТОН ДРОЗДОВ: Ориентируются, конечно же, на то, насколько сбудется прогноз макроэкономического развития, на основе которого подготовлены и бюджет Пенсионного фонда, и федеральный бюджет. Может быть фактическое исполнение бюджета, а может быть лучше, может быть хуже.

КОРР: Окончательно решено не индексировать пенсии работающим пенсионерам, и какую позицию занимает Пенсионный фонд, в частности, как эксперт по этому вопросу?
АНТОН ДРОЗДОВ: Первоначально было несколько предложений по поводу того, как индексировать пенсии работающим. В прошлом году мы обсуждали вопрос, чтобы всем работающим не платить фиксированную выплату, потом у нас был закон о том, чтобы не индексировать, не платить пенсию тем, у кого доход в год не превышает миллиона рублей. Мы посчитали в правительстве, что более справедливым является не индексировать, то есть не выплачивать вообще, а только не индексировать на эти 4 процента пенсию работающим пенсионерам. И такое решение было принято. В настоящее время подготовлен проект федерального закона, который рассматривается в правительстве и будет направлен в Государственную Думу. Мы как операторы системы будем его исполнять.

КОРР: Как удалось отстоять пенсию для работающих пенсионеров, можете рассказать? Потому что в тот момент, когда это прозвучало, пока еще только на уровне предложения, прозвучало достаточно серьезно, и была вполне реально, реальный выход виделся в том, чтобы просто пенсии работающим пенсионерам отменить.
АНТОН ДРОЗДОВ: У нас не было такой схемы, чтобы отменять пенсию работающим. Это было в советское время, но в 90-е годы эту норму ввели. Была тема не платить часть пенсий, но посчитали справедливым оставить всего лишь отсутствие индексации. При этом если человек прекращает работу, то он получает тот пенсионный коэффициент, который был для всех не работающих в этом году. То есть пенсия сразу увеличивается на всю пропущенную индексацию.

КОРР: На следующий год вновь приостановлено отчисление накопительной части пенсий, и в негосударственные пенсионные фонды. Что это означает для будущих пенсионеров, что будет с их накоплениями?
АНТОН ДРОЗДОВ: Это ситуация текущего года, с точки зрения пенсионеров их права не пострадают, потому что у них соответствующие права будут формироваться солидарной частью. То есть полностью все пенсии будут формироваться в солидарной части, поскольку весь тариф за них отчисляется в солидарную часть. Деньги в НПФ поступать не будут, но те средства, которые там уже накоплены, с ними ничего происходить не будет, они будут там оставаться, индексироваться, и пополняться. Поэтому с точки зрения граждан здесь все их права соблюдены. С точки зрения негосударственных пенсионных фондов, если вы помните, в текущем году 29 фондов прошли сито Центрального банка, переаттестацию, и в мае месяце Пенсионный фонд им направил те средства, которые были в свое время зарезервированы, это 515 миллиардов рублей, большие очень деньги. В настоящее время фонды их инвестируют. А в следующем году мы пока эти средства, те средства, которые будут собираться, направляться не будут, они будут пользоваться старыми средствами. Это на один год в связи с тем, что данные средства резервируются в федеральном бюджете.

КОРР: Есть вероятность, что на следующий год придется принять схожее решение, и это, в принципе, правильно, наверное, если негосударственные пенсионные фонды начнут уже к этому готовиться. Потому что то, что случилось один раз и второй раз, вполне вероятно, случится и в третий.
АНТОН ДРОЗДОВ: У правительства позиция следующая - что накопительная часть остается, просто решение принимается о продлении заморозки на один год.

КОРР: Бизнес по-прежнему интересует и всегда традиционно волнует проблема вложения взносами.
АНТОН ДРОЗДОВ: Действующее законодательство не меняется, появляются возможности для того, чтобы вести бизнес на льготных условиях в территориях опережающего развития. Я уже их назвал, это Калининград, Крым, Дальний Восток и порты Владивосток. Вот там появляются новые льготы, устанавливается тариф 6 процентов.

КОРР: А как в целом в этом году идет поступление страховых взносов в Пенсионный фонд России? Есть ли сокращение, падение?
АНТОН ДРОЗДОВ: Есть определенное падение в связи с тем, что падает по сравнению с прогнозируемым фонд оплаты труда. Он несколько раз уменьшался, и соответственно, мы пересматривали свои сборы по взносам. Но по сравнению с прошлым годом он идет с повышением почти на 5 процентов.

КОРР: То есть вы не заметили так называемого ухода в тень со стороны бизнеса, и в связи с этим сокращения поступления страховых взносов? То, что как правило, происходит на фоне каких-то кризисных экономических явлений.
АНТОН ДРОЗДОВ: Мы видим, что фонд падает по разным причинам, и по причинам сокращения численности, и по причинам, может быть, снижения заработной платы. Фонд в целом несколько падает.

КОРР: А вы дефицит ожидаете в этом году, сопоставим ли он будет с цифрами прошлого года, например?
АНТОН ДРОЗДОВ: Дело в том, что изначально в этом году у нас был очень маленький трансферт на обязательное пенсионное страхование, что, собственно, называют неправильным дефицитом. Это тот трансферт, который балансирует наш бюджет, но под ним есть определенные объективные условия, это досрочные пенсии, это выпадающие доходы в связи с отчислениями в накопительную часть, это повышенные выплаты фиксированной части пенсий. Он в этом году был изначально меньше, чем в прошлом, потому что у нас были резервы, и они в этом году направлены в том числе на финансирование фонда. В следующем году, к слову сказать, этот трансферт будет таким же, как в этом практически.

КОРР: Фонд национального благосостояния, по-моему, в свое время создавался как раз для поддержания стабильности пенсионной системы. На сегодняшний день средства оттуда направляются на инвестирование и поддержание российской экономики, на инвестирование ключевых инфраструктурных проектов, а деньги приходится забирать из бюджета и увеличивать бюджетные трансферты. Как вы относитесь к инициативе, к таким инициативам, и к такой смене правил постоянно? Потому что если фонд национального благосостояния, он был тратился исключительно на нужды пенсионной системы, то наверное, об этих нуждах и говорить бы не приходилось в течение нескольких лет.
АНТОН ДРОЗДОВ: Принято решение о том, чтобы все-таки сохранять резервы Фонда национального благосостояния, их пока не тратить, а принять те меры, о которых я говорил. Это более такая скромная индексация пенсий двухэтапная, это замораживание накопительной части, это политика правительства в связи с тем, что экономическая ситуация может поменяться, и без резервов очень сложно будет управлять.

КОРР: То, что еще интересно будет услышать бизнесу, это насколько нужно готовиться к усилению отчетности перед Пенсионным фондом. Сейчас ежеквартальная отчетность, говорилось о том, что вот-вот произойдет ежемесячная отчетность, как обязанность, как данность для бизнеса.
АНТОН ДРОЗДОВ: Мы действительно планировали такое решение, но его пока отложили. Ведем консультации с бизнесом, у нас весной этого года были очень плотные консультации, и мы разработали вместе с теми компаниями, которые эту отчетность разрабатывают, например, 1С, и будем учитывать интересы бизнеса, чтобы этот процесс наименее болезненно, менее влиял на их издержки. Поэтому в следующем году перехода на ежемесячную отчетность не будет.

КОРР: Этот год последний для людей моложе 1967 года, которые могут выбрать, как им формировать свою пенсию - вкладывать в страховую часть, или формировать накопления. Что на ваш взгляд выгоднее, какие риски есть для тех, кто выбрал негосударственные пенсионные фонды?
АНТОН ДРОЗДОВ: Знаете, как правило, в тех странах, где существует подобная система, это половина населения готовы рисковать и сыграть на рынке, а половина имеют консервативный подход. У нас сейчас в настоящее время чуть меньше половины из лиц моложе 1967 года выбрали НПФ и больше имеют консервативный подход. И здесь нужно исходить из того, что предусмотрено законодательством. Законодательством предусмотрено в части страховой пенсии индексация по инфляции или по доходам фонда, в следующем году будет сделано исключение - двухэтапная индексация. При этом все права формируются в солидарной части. И пенсия получается из основного источника - Пенсионного фонда. В случае накопительной части часть тарифа направляется в НПФ, гарантируется путем системы гарантий номинально с этой суммы, плюс можно получать инвестиционный доход, который определяется исходя из инвестирования пенсионных накоплений. При этом пенсия формируется в двух местах - в Пенсионном фонде и часть пенсии будет выплачивать НПФ. При этом можно также в этот НПФ направить собственные средства в рамках добровольных систем. Те граждане, которые, как правило, застрахованы добровольно, в том числе через компании через крупные, они, как правило, свою накопительную часть обязательно отправляют туда, чтобы все было, больше средств.

КОРР: Несмотря на то, что если посмотреть на статистику ВЭБа, который управляет средствами молчунов, действительно год от года становится все больше людей, которые забирают средства для того, чтобы их перевести в негосударственные пенсионные фонды, и самим участвовать в управлении своими будущими деньгами. Все-таки в России наиболее распространено мнение, что слишком часто все меняется, для того, чтобы 30 лет назад у нас была другая страна, еще 30 лет назад была совсем другая страна, еще была война, и чтобы быть уверенными в завтрашнем дне. У вас, как у оператора пенсионных средств россиян, есть такая уверенность, или есть понимание за годы вашей работы, что несмотря на все сдвиги, которые приходится делать, поправки, которые приходится делать в условиях меняющихся реалий, вы вырабатываете некий сценарий стабильного и устойчивого развития?
АНТОН ДРОЗДОВ: Пенсионная система - это длинная очень история. Нам даже на десятилетнем отрезке очень сложно отследить изменения. Все-таки наша страна находится в начале пути, и меняется экономика, меняется пенсионная система. Например, у нас очень большая дифференциация зарплат, процентов 90 людей имеют зарплату - это среднюю и ниже средней. Это накладывает свой отпечаток на политику. По мере того, как растет зарплата, растет благосостояние, и меняется пенсионная система. Например, средний класс ставит вопрос о том, что он хочет получать большую пенсию, адекватную заработку населения в общем. Именно поэтому реформа последняя, и был ужесточен вход в систему, был повышен порог обложения, чтобы иметь возможность формировать больше прав в этой системе. Но концептуально основы не изменились. Основа пенсионной системы - это четкий учет отчислений за вас в пенсионную систему, каждый год, их учет, оценка, и после этого подсчет пенсий.

КОРР: Что сегодня можно считать целью будущей пенсии, скажем так, целевая задача - чтобы эта пенсия соответствовала заработку человека в течение жизни, чтобы эта пенсия соответствовала прожиточному минимуму, или среднему какому-то стандарту качества в жизни среднего класса? Есть такие целевые ориентиры?
АНТОН ДРОЗДОВ: Пенсия всегда соотносится с заработком. Но речь, если взять людей, которые получают очень много, и взять людей, которые получают в среднем, то конечно же, мы ориентируемся на тех, кто получает в среднем. Поскольку и поэтому у нас установлен порог облагаемости фонда заработной платы на уровне 800 тысяч рублей в следующем году, с которого берется основной тариф - 22 процента. Имеется в виду, что пенсионная система учитывает тех, кто получает среднюю зарплату, чуть выше и чуть ниже. Те же, кто получает высокие зарплаты, у них часть зарплаты не облагается этим тарифом, и они могут формировать свои дополнительные пенсионные накопления в различных иных системах, не в рамках обязательной системы, и таким образом могут позаботиться о себе.

КОРР: Если переводить это опять же на обывательский уровень, что человек должен получить после своей работы, после того, как он закончил свою трудовую карьеру? Он должен в идеале получать 40 процентов своего заработка, 30 процентов своего заработка, или он в принципе за свою жизнь должен позаботиться и заработать достаточно для того, чтобы достойно и спокойно провести старость?
АНТОН ДРОЗДОВ: В настоящее время принято решение о присоединении к конвенции МОД, в том числе по пенсиям. И там минимальный уровень - это 40 процентов заработка. Я могу сказать, что этот уровень в настоящее время у нас достигнут, но исходя из среднего…

КОРР: Наших заработков…
АНТОН ДРОЗДОВ: Нет, речь идет о том, что когда мы говорим о 40 процентах, или о 50, или о 60, это нужно рассматривать индивидуально. И так получается, что если мы поделим всю среднюю зарплату на всю среднюю пенсию, у нас 40 процентов именно получается, если учесть подоходный налог. А если мы будем брать каждого конкретного человека, то выяснится, что, допустим, те, кто получает низкую зарплату - 15 тысяч, 20 тысяч, коэффициент замещения, то есть пенсии у них может быть и 80 процентов, и 90. А те, кто получает высокую заработную плату - 50, 60 тысяч, 70, у них получается маленький коэффициент возмещения. И здесь определенная диспропорция в заработной плате, они влияют на пенсионную систему.

КОРР: А в этой ситуации правильно ли выбирать среднюю зарплату в качестве этого…
АНТОН ДРОЗДОВ: Она не выбирается, это я для сравнения сказал.

КОРР: То есть мы все равно ориентируемся, то есть мы берем очень низкую зарплату и очень высокую зарплату, и говорим, что средняя пенсия у нас составляет столько-то, и это означает… Кстати, сколько?
АНТОН ДРОЗДОВ: На конец года будет средняя пенсия 13 тысяч рублей. При средней зарплате около 32-33 тысяч рублей. Мы эти средние показатели, они нужны для оценки, она индивидуальная. Мы стремимся к тому, что если человек стабильно работает, получает заработную плату, производит отчисления, и за него все платится, то тоже он должен выйти к 40 процентам той зарплаты, которую он получал и с которой платились взносы. Если вы получаете зарплату в конверте, то…

КОРР: У нас есть категория людей, которые получают зарплаты отнюдь не в конверте, просто получают очень маленькие зарплаты, в том числе, например, и бюджетники. Поэтому если средняя зарплата у нас 13 тысяч, то минимальная сколько - 7? Ой, средняя пенсия. А зарплата - 15-16?
АНТОН ДРОЗДОВ: 32-34 тысячи.

КОРР: Значит, средняя пенсия 13 тысяч рублей, получается, что минимальная пенсия может быть 7-8 тысяч рублей, наверное?
АНТОН ДРОЗДОВ: Минимальные пенсии могут быть, у нас никто не может получать ниже прожиточного минимума, который в следующем году составит 8800 в среднем. Поэтому здесь тоже есть нижняя планка. Но еще раз я хотел бы сказать, что этот коэффициент - он не индивидуальный. Поэтому те, кто получает низкую зарплату, у них коэффициент замещения пенсий, как правило, высокий. Те, кто получает высокую зарплату, он пониже, просто потому что... Ведь понимаете, эта система отработала всего с 2002 года. И те, кто вступил в трудовую деятельность в 2002 году, они еще не вышли на пенсию. И поэтому мы имеем некую часть советскую, которую мы в свое время конвертировали, сделали валоризацию, как-то попытались увеличить. Но недостаточно для тех, кто повышает.

КОРР: Задача по повышению минимальных пенсий - она сегодня стоит перед государством?
АНТОН ДРОЗДОВ: Задача по минимальным пенсиям решена. У нас никто не может получать ниже прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Если такое есть, то существует либо региональная, либо федеральная доплата. Федеральная доплата производится из Пенсионного фонда, региональная - из регионального бюджета.

КОРР: Традиционно дискуссии все последние десятилетия связана с возможностью управления пенсионными деньгами, лучшим их размещением, лучшим инвестированием. Здесь есть разный опыт, и мировой опыт очень отличается, дифференцировано, и кстати, нигде нет благополучности. Норвежский опыт считали долгое время одним из самых благополучных, но даже сейчас там из пенсионного фонда берутся средства на покрытие бюджетного дефицита. Наоборот немножко - у нас из бюджета на покрытие пенсионного дефицита, там вот так. Тем не менее, это тоже означает, что сложности есть и в этих системах. Какую позицию вы занимаете, к чему вы склоняетесь с учетом вашего опыта работы?
АНТОН ДРОЗДОВ: У нас мы исходим из того, что пенсионные деньги - они длинные, будет консервативным, и исходить из сложностей экономики. Поэтому я не верю в какие-то большие высокие проценты, это, конечно, очень высокие риски. Но в силу того, что пенсионное инвестирование длинное, то есть на много лет, то оно в некоторых случаях в процентах дает неплохие результаты. Но это задача у нас Центрального банка, потому что он управляет всеми этими процессами.

КОРР: Глава ФМС, Федеральной миграционной службы, недавно озвучил цифры о количестве прибывших из Украины, граждан Украины, на территорию России - больше 2 миллионов, порядка больше миллиона человек - это жители юго-востока Украины. Как мы знаем, в силу разных обстоятельств эти люди искали здесь поддержки, продолжают ее искать, многие получают российское гражданство. Какова нагрузка на Пенсионный фонд в связи с этим?
АНТОН ДРОЗДОВ: Все, кто работает и не получает пенсии, это, наоборот, доход Пенсионного фонда. Поскольку все, кто к нам приезжают, начинают здесь работать, за них отчисляются страховые взносы, формируются пенсионные права, взносы идут в пенсионную систему.

КОРР: Это если люди работают.
АНТОН ДРОЗДОВ: Им будет выплачиваться пенсия, исходя из этого взноса.

КОРР: Пенсионеры же тоже приезжают.
АНТОН ДРОЗДОВ: Да, если приезжают пенсионеры, то, соответственно, им назначается здесь пенсия как постоянно проживающим в Российской Федерации. По такому же принципу, что назначалась и до того.

КОРР: То есть они получают вид на жительство…
АНТОН ДРОЗДОВ: Эти люди приезжали к нам и раньше, кто-то из Украины, из Белоруссии, из других стран приезжал, оставался здесь. В этом случае мы запрашивали пенсионное дело, смотрели его стаж, заработок, и здесь ему определяли пенсию как постоянно проживающему в Российской Федерации. Если россиянин уже приезжал в Белоруссию, то пенсия назначалась в Белоруссии.

КОРР: И заключительный вопрос касается материнского капитала, это тоже одно из обязательств Пенсионного фонда России. Как изменится материнский капитал, обещали его поднять?
АНТОН ДРОЗДОВ: Материнский капитал в настоящее время составляет более 453 тысяч рублей, и это внушительная сумма. 99 процентов направляется на улучшение жилищных условий, либо прямая покупка, либо кредит. В этом году готовится решение о том, чтобы можно было направлять капитал, помимо образования и накопительной части на приобретение технических средств реабилитации для детей. Но сумма на следующий год не изменится, в связи с сложностями. Мы знаем, что и рынок жилья встал, и даже в некоторых случаях снижается. Поэтому я думаю, что здесь можно будет эффективно распределить средства.

КОРР: Но тем не менее, в 2016 году мамы и папы двоих детей и более могут рассчитывать на увеличение этой государственной поддержки.
АНТОН ДРОЗДОВ: Да. У нас 6,5 миллионов граждан уже получили материнский капитал. В этом году мы оплачиваем 20 тысяч единовременно всем, кто эти права еще не утратил и имеет сертификат, и уже более половины подали нам заявления.

КОРР: Я благодарю вас. Большое спасибо за этот разговор.
АНТОН ДРОЗДОВ: Спасибо.

КОРР: Антон Дроздов, глава Пенсионного фонда России, был гостем программы "Мнение". Спасибо за внимание и до свидания.

Группа по взаимодействию со СМИ
Отделения ПФР по Тамбовской области
Тел. 79-43-10, http://www.pfrf.ru
Группа по взаимодействию со СМИ
ОПФР по Тамбовской области