Итоги круглого стола «Влияние качества корпоративного управления публичных акционерных обществ с государственным участием на капитализацию российского фондового рынка»

17 Октября 2016
14 октября 2016 года в «Высшей школе экономики» (НИУ ВШЭ) состоялся круглый стол на тему «Влияние качества корпоративного управления публичных акционерных обществ с государственным участием на капитализацию российского фондового рынка». Круглый стол был организован Научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ в рамках проводимого сейчас исследования по оценке корпоративного управления в публичных акционерных обществах с участием государства. Мероприятие впервые в России объединило на одной площадке представителей научного и делового сообщества, являющихся экспертами в области корпоративного управления. С докладами выступили преподаватели НИУ ВШЭ и других ведущих исследовательских институтов, руководители ведущих отраслевых ассоциаций (Ассоциация независимых директоров, Ассоциация профессиональных инвесторов), в дискуссии приняли участие представители госкомпаний и СМИ. В ходе круглого стола обсуждались аспекты корпоративного управления, оказывающие наибольшее влияние на рыночную капитализацию госкомпаний, изменения в области корпоративного управления в компаниях за последние три года и другие вопросы.
Модератор круглого стола, доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ Валентина Кириллина в своем вступительном слове отметила, что результаты круглого стола и готовящегося сейчас исследования имеют прямую практическую ценность для экономики России. Рекомендации, подготовленные в рамках исследования и прошедшую экспертизу со стороны представителей делового сообщества и госорганов, позволят выявить ключевые проблемы в корпоративном управлении российских госкомпаний, снижающие уровень конкурентоспособности экономики России на мировом рынке. В условиях, когда российские экспортеры ресурсов (Газпром, Роснефть, Алроса и др.) испытывают повышенную конкуренцию со стороны альтернативных поставщиков, в том числе и из стран с высокоразвитой управленческой культурой (самые яркие примеры: поставки сланцевого газа и, с этого года, нефти из США, равно как и поставки сжиженного природного газа из США и Австралии), повышение эффективности управления в российских компаниях будет способствовать их борьбе за рыночную нишу на внешних рынках. Помимо этого, общее состояние российской экономики, её «самочувствие» во многом определяют инфраструктурные компании, которые занимают в России монопольное либо лидирующее положение в своей отрасли (Транснефть, Россети, ФСК ЕЭС), либо, как минимум, являются одними из ключевых игроков в своем сегменте рынка (ИНТЕР РАО, Ростелеком, ВТБ, Аэрофлот и др.). Рекомендации, подготовленные рабочей группой НИУ ВШЭ при участии специалистов-практиков, станут важным подспорьем для развития инфраструктуры компаний на внутреннем рынке, которая во многих случаях испытывает недостаток инвестирования. «Но важнее всего, что госкомпании в силу их удельного веса в российской экономике и других причин являются драйвером развития в России, они являются для российского рынка «хедлайнерами»: задают ориентиры, на которые равняются другие компании. Поэтому повышение качества корпоративного управления в ведущих госкомпаниях положительно отразится на развитии стандартов и практик корпоративного управления в других российских предприятиях, как частных, так и государственных, повысит инвестиционную привлекательность российского рынка в целом», - отметила Валентина Кириллина.
Исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук в своем выступлении отметил, что качество корпоративного управления оказывает прямое влияние на рыночную капитализацию компании и тем самым на ее инвестиционную привлекательность, а значит, на возможность привлекать финансовые ресурсы для развития бизнеса и выполнения инвестиционных программ. К сожалению, законы финансового рынка, их прямую взаимосвязь с укреплением экономики и развитием производственной деятельности предприятия понимают далеко не во всех госкомпаниях, хотя налицо положительная динамика к восприятию передовых мировых норм и стандартов корпоративного управления. Стратегические планы компаний с госучастием в настоящее время недостаточно гармонизированы с необходимостью учитывать дивидендные выплаты при долгосрочном финансовом планировании. В то время как распоряжение Правительства РФ ¹774-р, принятое еще 29.05.2006 г., устанавливает для госкомпаний в качестве ориентира увеличение рыночной стоимости бизнеса, существует целый ряд примеров, когда компании игнорируют эту стратегическую цель, принимая решение о размере капитальных затрат. В качестве примера можно привести капитальные затраты Газпрома и Транснефти.
Александр Шевчук также отметил, что в последние годы уровень выплаты дивидендов (payout ratio) российских публичных компаний с госучастием сравнялся, а в некоторых случаях и превзошел аналогичный показатель крупных зарубежных компаний. «Увеличение размера дивидендных выплат происходит благодаря импульсу, идущему от государства как от основного акционера российских госкомпаний. Вместе с тем, госкомпании в других странах уже давно демонстрируют в своих публичных годовых отчетах, на какие именно факторы и события они ориентируются, принимая решения о выплате дивидендов и их размере. Более того, они учитывают дивидендную политику других компаний. В России такую передовую практику из всех госкомпаний использует только Башнефть», - пояснил Александр Шевчук. Он также затронул вопрос о выполнении госкомпаниями директивы Правительства РФ ¹774-р, принятой еще 29.05.2006 г., которая устанавливает для госкомпаний в качестве ориентира увеличение рыночной стоимости бизнеса. Практически все компании привели свои дивидендные политики в соответствие с требованиями государства: пока что это не сделано только в Газпроме, Транснефти, ФСК ЕЭС и Русгидро.
Директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management, член Экспертного совета при Правительстве РФ Денис Спирин, в свою очередь, высказал мнение, что одним из значимых инструментов повышения качества управления в госкомпаниях является внедрение нового Кодекса корпоративного управления, который призван заменить аналогичный документ, принятый в 2002 году. Инициатива внедрения нового кодекса исходит от Правительства. Основной акцент при мониторинге внедрения Кодекса сделан на повышении роли и эффективности Советов директоров в государственных компаниях. Сейчас Советы директоров, в отличие от требований хорошей практики корпоративного управления, «остаются сбоку от вертикали взаимодействия, существующей между государством и менеджментом компаний», недостаточно интегрированы в процесс принятия решений в компаниях и государство не может на них полноценно опираться в смысле управления компаниями и контроля менеджмента. Денис Спирин отметил активную позицию госкомпаний в восприятии нового кодекса: в большинстве компаний разработаны детальные «дорожные карты» по внедрению этого документа. «Конечно же, внедрение Кодекса – это только один из элементов улучшения корпоративного управления, а именно, создание инструмента этого улучшения. Есть и другие элементы – в частности, те люди, которые этим инструментов будут пользоваться. В этом смысле очень важно, кто именно входит в совет директоров, важны вопросы мотивации и ответственности этих людей. Также принципиально важен вопрос постепенного отказа от директив, то есть, важно, чтобы совет директоров становился центром принятия решений», - сказал Денис Спирин. «Репутация российского рынка как рынка с плохим корпоративным управлением приводит к тому, что весь российский рынок акций торгуется с «дисконтом» к развитым и даже сравнимым развивающимся рынкам. Хорошее корпоративное управление в госкомпаниях, которые составляют существенную долю рынка, приведет к тому, что постепенно улучшится его репутация, а вслед за ней и его капитализация», ¬¬- подытожил Денис Спирин.
Кандидат экономических наук, доцент Высшей школы финансового менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ Андрей Мицкевич и доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Татьяна Долгопятова рассказали в своих выступлениях о зарубежных методологических подходах к исследованию корпоративного управления. Андрей Мицкевич отметил, что корпоративное управление должно осуществляться в рамках общепринятой в международном инвестсообществе стратегии увеличения совокупной доходности для акционеров (TSR – Total Shareholder Return). Именно рост этого показателя считается в мире одним из принципиальных индикаторов качества корпоративного управления. В большинстве российских ПАО с госучастием система КПЭ, основанная на TSR и других индикаторов доходности, уже внедрена, однако она реализуется в гораздо меньшем объеме, чем в западных компаниях. «В западных и азиатских госкомпаниях, акции которых торгуются на бирже, менеджменту и Совету директоров на уровне основополагающих для компаний документов заданы четкие критерии, в которых обозначено, что менеджмент и Совет директоров должны ставить целью своей работы максимизацию прибыли, капитализации и дивидендов. Схожие моменты прописаны и в уставах российских госкомпаний (так, в уставах всех госкомпаний прописано, что целью деятельности является получение прибыли), однако прописаны они менее развернуто и далеко не всегда воспринимаются как руководство к действию», - пояснил Андрей Мицкевич. По его словам, повышение капитализации в российских госкомпаниях не входит в число основных приоритетов, во многом по той причине, что вознаграждение менеджмента и членов советов директоров в российских госкомпаниях, как правило, не привязано к росту стоимости акций. Татьяна Долгопятова акцентировала внимание участников круглого стола на необходимость применять при оценке качества корпоративного критерия совет директоров вознаграждение взаимодействие с акционерами и раскрытие информации. «Опрашивая респондентов в компаниях, как частных, так и государственных, в рамках недавнего опроса, мы так и не добились в ряде случаев получения информации по размеру вознаграждения членов Совета директоров, а также по доле очных заседаний Совета директоров в общем количестве заседаний. Эти «пропуски», конечно же, искажают «картинку», - поделилась информацией Татьяна Долгопятова.
Александр Шевчук, отвечая на вопросы участников, вернулся к теме дивидендной политике и отметил, что распоряжение Правительства от 18 апреля 2016 года, предписывающее госкомпаниям в 2016 г. направить на выплату дивидендов по итогам 2015 г. не менее 50% прибыли (большее по РСБУ или МСФО) было выполнено лишь несколькими госкомпаниями, если брать за основу именно МСФО как более прозрачный и отражающий финансовые результаты показатель (Русгидро – 55%, Ростелеком – 115%). Вплотную к планке в 50% приблизилась Башнефть (49% по МСФО) и Алроса (48%), выплаты еще нескольких госкомпаний колебались в диапазоне от 20 до 35%, «аутсайдером» в выплате дивидендов за 2015 год стала Транснефть (8,9% чистой прибыли по МСФО). В целом анализ отчетности ПАО с госучастием на предмет итогов выполнения директивы Правительства показывает, что государство получило от компаний в федеральный бюджет гораздо меньше прибыли, чем было запланировано. Александр Шевчук также отметил прямую зависимость между уровнем внедрения компаниями Кодекса корпоративного управления и размером выплачиваемых данными компаниями дивидендов - тройка наиболее отстающих во внедрении Кодекса компаний (Транснефть, Газпром и РЖД) выплатили по итогам 2015 года самые низкие дивиденды. Денис Спирин в рамках последующей дискуссии отметил, что при выборе отчетности, исходя из которой компаниям следует платить дивиденды, отчетность по МСФО в целом представляется более предпочтительной. Использование для этих целей отчетности по МСФО, в отличие от РСБУ, позволит, в частности, избегать ситуаций, когда часть прибыли аккумулируется в подконтрольных компаниях и не учитывается при определении размера дивидендов акционерам контролирующей публичной компании.

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что улучшение качества корпоративного управления в госкомпаниях будет мощным стимулом для развития российской экономики , а также российского рынка акций, и, следовательно, для сокращения дистанции между отечественными и ведущими зарубежными инвестиционными площадками. В итоге это станет важным фактором для резкого повышения инвестиционной привлекательности российской экономики, что особенно актуально в условиях охлаждения политических отношений России с рядом западных стран.
Исследование качества корпоративного управления в госкомпаниях, обсуждавшееся на круглом столе, планируется закончить и представить вниманию общественности в ноябре 2016 года. Рекомендации, подготовленные по итогам исследования, будут направлены в Администрацию Президента РФ, в госкомпании, в деловые ассоциации, и в федеральные исполнительные органы государственной власти (Минфин, Минэкономразвития, Росимущество) и законодательные органы (Государственная Дума, Совет Федерации).
С докладами на круглом столе выступили:
- доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Татьяна Долгопятова;
- исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук;
- Директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management, член Экспертного совета при Правительстве РФ Денис Спирин;
- кандидат экономических наук, доцент Высшей школы финансового менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ Андрей Мицкевич.
В последующей дискуссии, открытой для реплик и вопросов со стороны всех приглашенных на мероприятие, приняли участие:
- кандидат экономических наук, эксперт Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Михаил Колонтай;
- кандидат философских наук, ведущий эксперт Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ Людмила Самарина;
- Кандидат политических наук, начальник Управления по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии НИУ ВШЭ Кирилл Кисель
Модератор круглого стола: доктор философских наук, профессор, заведующий Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ, заместитель заведующего кафедрой Теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ Член Президиума Учёного совета НИУ ВШЭ Валентина Кириллина