press-release.ru
Служба распространения пресс-релизов
Главная
Поиск




Отраслевые новости






































Экспорт новостей






Тренд бюджета России понятен, но где же развитие?

23.11.2016

Тебекин Алексей Васильевич, Директор Центра исследования проблем развития экономики Международного университета в Москве, доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации

Правительство внесло в Госдуму проект бюджетного прогноза до 2034 года, согласно которому сокращение расходов бюджета продлится … 18 лет.
То есть до полного совершеннолетия новорожденного прогноза.
Но и это еще не все. Расходы бюджетной системы в соотношении с ВВП будут последовательно сокращаться ближайшие 18 лет из-за сокращения ее доходов при условии достижения дефицита менее 1% ВВП после 2020 г. То есть возможно, что условие 1% дефицита (о профиците похоже речь не идет вообще) не будет выполнено, и тогда ждать подъема экономики похоже придется не до 2034-го года, а еще дольше.
Вот такой «бодрящий» драфт долгосрочного бюджетного прогноза до 2034 г. правительство внесло в Госдуму.
Согласно долгосрочному бюджетному прогнозу, доходы и расходы бюджетной системы к середине 2030-х гг. снизятся до уровня начала 2000-х гг. Указанные расчеты были сделаны исходя из прогноза долгосрочной экономической стагнации.
Фактически речь идет об инерционном варианте развития, который не предполагает существенных изменений ни в социально-экономической ни в финансовой политике.
Примечательно, что весь долгосрочный прогноз уместился на девяти страницах, пять из которых (то есть более 55,5%) посвящены описанию необходимости составления долгосрочного прогноза.
Согласно представленному прогнозу, при неизменности налогового законодательства (что крайне сомнительно) доходы бюджетной системы снизятся на 0,4% от ВВП - с 33,3% ВВП в 2016 г. до 29,9% ВВП в 2034 г.
Ожидается, что больше всего сократятся доходы федерального бюджета – на 3% от ВВП - с 16,1% ВВП в 2016 года до 13,1% ВВП в 2034 году.
То, что, согласно представленным прогнозам ресурс бюджетной системы к середине 2030-х вернется к уровню начала 2000-х гг. (30-31% ВВП составляли ее доходы в 2001-2003 гг.), свидетельствует о пассивности управляющей системы в отношении управляемой.
Федеральный бюджет в процентном отношении к ВВП возвратится к уровню конца 1990-х гг., когда в 1999г. доходы ВВП составляли 12,8% ВВП, а в 2000г. - 15,5%.
Напомним, что все отечественные экономические достижения сегодня почему-то принято сравнивать с 1998 годом – годом дефолта, объявленного 17 августа по основным видам государственных долговых обязательств, и объясненного, безусловно, резким снижением мировых цен на нефть.
Ожидается, что доходы федерального бюджета будут снижаться, в первую очередь, из-за сокращения нефтегазовой ренты с 5,8% до 3,6% ВВП, то есть на 38%.
Называются три причины уменьшения нефтегазовых доходов.
Первая причина – это стабилизации цены нефти на низком уровне.
Если речь идет о 3-х летнем периоде, то эта причина вполне объяснима ожидаемым глобальным мировым экономическим кризисом 2020-х годов, о котором мне доводилось писать еще лет десять назад.
Если же речь идет о прогнозе до 2034-го года, то этот вопрос совсем не очевиден. Особенно в исполнении отечественных официальных прогнозистов. Достаточно вспомнить как в течение октября 2016 года Минэкономразвития трижды корректировало (причем достаточно существенно) прогноз развития отечественной экономики на тот же 2016 год. При таких частных корректировках и точность прогноза на три года весьма сомнительна.
Вторая причина – это отстающие темпы роста добычи и экспорта нефти.
Причина достаточно странная, особенно когда и в 2015 и 2016 году бьются отечественные рекорды по экспорту нефти и газа. Кроме того, если есть оценки, что на продукт будут стабильно низкие цены, то стоит ли наращивать темпы роста добычи и экспорта именно этой продукции? Или все же следует задуматься о создании какого-то другого продукта? Тем более, что рост добычи и экспорта нефти способен вызвать дальнейшее снижение рыночной цены.
Третья причина - увеличение размера льгот по НДПИ и экспортной пошлины по мере истощения разрабатываемых запасов и переноса инвестиций в нефтедобычу на льготные месторождения.
Это наиболее экзотическая причина, согласно которой переход нефтяных компаний с месторождений, разработанных еще в советские времена (то есть не требовавших от получивших их нефтяных компаний сверх усилий), к новым месторождениям – почему-то должен сопровождаться льготами.
С точки зрения национального хозяйства логика такого подхода (со стороны государства) не ясна.
Перенося эту ситуацию на микроуровень, можно в качестве аналогии привести пример процесса сбора средств автолюбителем на новый автомобиль, или предприятием – на новое оборудование.
Покупка того же нового автомобиля осуществляется либо на накопленные средства, либо на кредиты, которые кстати надо возвращать. И никаких льготных налогов или скидок на бензин при этом не дает. Тем более, что в данном случае предыдущий «автомобиль» - разработанное месторождение достался нефтяным компаниям с советских времен практически даром.
Вместе с тем количество нефтяных месторождений с льготной пошлиной таких компаний как «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», Иркутская НК, «Лукойл», «Дулисьма», «Русвьетпетро» сегодня оценивается более десяти.
Но даже не это главное. А главное то, что, несмотря на все лозунги правительства о необходимости снять национальную экономику с нефтяной иглы, оно этого даже не планирует не то, что на ближайшие три года, а на ближайшие 18 лет.
При этом роль того же Минэкономразвития по сути сведена к созерцанию – этакому метеобюро, которое прогнозирует нашей стране еще двадцать лет стагнации и дрейфа России в сторону бедных стран.
Для сравнения в каждой из первых пятилеток национальный доход удваивался. А здесь обещание двадцати лет прозябания.
В целом правительственный прогноз понятен – нефть будет дешевой, и достаточно долго. Не понятно в чем же прогнозисты видят развитие национальной экономики?

Тебекин Алексей Васильевич, Директор Центра исследования проблем развития экономики Международного университета в Москве, доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации
Международный университет в Москве
Последние новости данного раздела:
Версия для печати
Итоги проведения Черной пятницы 2017 в России
Школа экспорта РЭЦ и Фонд развития моногородов подписали соглашение о сотрудничестве
Двойная победа NAUMEN в конкурсе инновационных проектов «Газпром нефть Innovation Challenge» – «Сколково»
Деловой сезон премии «Бизнес-Успех» завершился в Новосибирске
АО «Банк Финсервис» и страховая компания ВСК подписали соглашение о сотрудничестве


Добавить свой пресс-релиз


 
© 2002-2017, Press-release.ru - Информация о проекте | Правила публикации материалов
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Реклама на сайте | Обратная связь