Работа: как не ошибиться с выбором компании?

3 Октября 2014
Работа является источником нашего финансового благосостояния и серьезным стимулом к саморазвитию, открывает новые горизонты и дает положение в обществе. Однако все это может обеспечить только интересная работа в стабильной компании. Как же в сегодняшнее непростое время найти надежную компанию и сохранить позитивное отношение к работе в ней на долгое время? Вопрос на миллион, учитывая экономическое положение в стране, несбалансированность рынка труда и количество недобросовестных работодателей. Действительно, как оценить прозрачность и успешность компании? Какими источниками информации следует воспользоваться? Это важные проблемы, которым будет посвящен данный материал.
Следует отметить, что соискатель, который расценивает поиск работы как работу, тратит на процесс в среднем от 3 до 5 недель, стараясь посещать 2-3 собеседования в неделю, тщательно отбирая вакансии, обговаривая по телефону многочисленные детали, всесторонне анализируя компании и отзывы сотрудников о них, собирая информацию из различных источников. Окончательный выбор делается, как правило, из 2-3 наиболее релевантных предложений. Однако подавляющее большинство соискателей стараются максимально сократить время поиска работы и укладываются в срок до 2 недель, ежедневно посещая по 3-5 собеседований, с трудом вспоминая хронологию поиска работы и информацию о компаниях, в которых проходили отбор. Это очень поверхностный подход к оценке будущего работодателя, при котором принятие решений происходит в основном по внешним факторам: расстояние до дома, интерьер офиса, общее ощущение от визита к потенциальному работодателю, финансовые условия. Именно эта аудитория становится «жертвой» недобросовестных работодателей, поэтому поговорим о ней подробнее.
Начнем с главного: как подходить к поиску работы? Разумеется, только с «холодной» головой. Как показывает практика, больше 50% соискателей пытаются выбирать работодателя по формальным и чисто эмоциональным признакам, что неминуемо приводит к ошибкам, разочарованию и, как следствие, частой смене работы. За последний год усилилась тенденция смены работы чаше 3-х раз в год. Более чем 40% соискателей, приходящих в «Ассоциацию электронных торговых площадок» (АЭТП) на собеседования, только в 2014 году сменили 2-3 места работы. При этом озвучиваемые причины крайне похожи: «обещанное на собеседовании не исполняется», «обманывают с выплатами». Сразу напрашивается вопрос: так как же Вы выбирали компанию? Почему заранее не собрали информацию? Не умаляя роль недобросовестных работодателей, отмечу, что часть вины за неправильный выбор, безусловно, лежит на самом соискателе, ошибка которого порой стоит очень дорого.
Итак, выделим разумный (логический) и неразумный (эмоциональный) подход к поиску работы. Как выбирает работодателя человек с эмоциональным подходом в состоянии дефицита времени и бесконечных собеседований, в которых он уже и сам запутался? Конечно, заходит в Интернет и проверяет отзывы сотрудников. Подход отчасти правильный, но здесь необходимо оговорить ряд важных моментов, которые могут привести к ошибочным выводам.
Не секрет, что отзывы бывших сотрудников чаще всего отрицательные, но почему и как это работает? С точки зрения психологии, среднестатистический человек запрограммирован оправдывать свои неудачи любым приемлемым для себя образом. Сознание с трудом пропускает подсознательные паттерны, в которых содержится хотя бы намек на то, что «я плохой». Личность защищает свои позиции и проецирует причины неудач на внешние факторы, в результате рождается мысль «я потерпел неудачу, потому что у меня был неадекватный руководитель, неконкурентоспособный продукт, необорудованное рабочее место». Добавим к этому эмоциональный фон и получаем полный негатива образ компании. Стоит ли верить этому на 100%, или нужно отнестись к информации критически и проверить ее?
Действительно, подавляющее большинство соискателей читают отзывы. И в «Ассоциацию электронных торговых площадок» на собеседования зачастую приходят соискатели, прочитавшие отзывы о нашей компании или основном продукте Seldon (Селдон), но, подумав логически, решили все же увидеть все своими глазами. В конце встречи часто удается услышать, что отзывы об «Ассоциации электронных торговых площадок» (АЭТП) не отражают действительность, зачастую преувеличены и маскируют истинные причины недовольства.
Где же получить более достоверную информацию? Для этого рекомендую обратиться к официальным источникам о компании, а именно корпоративному сайту. Его глубокое изучение дает представление об уровне партнеров компании и ее месте на рынке. Изучив отзывы клиентов о сотрудничестве с компанией, можно понять, какова деловая репутация потенциального работодателя, качество сервиса и надежность его как партнера по бизнесу. И даже беглый анализ интерфейса и полноты сайта дает представление о серьезности и технологичности компании. Например, на сайтах АЭТП можно получить исчерпывающую информацию о компании, ее клиентах, партнерах, ознакомиться с официальными и достоверными отзывами клиентов, изучить спектр предоставляемых услуг.
Сейчас модно и эффективно создавать группы в социальных сетях. Для человека, ищущего работу, – это один из самых простых и надежных способов узнать о «внутренней кухне» работодателя. Зная важность полной информированности при выборе работы, «Ассоциация электронных торговых площадок» идет в ногу со временем. Мы создали и поддерживаем отрытую группу ВКонтакте, которую может посетить любой желающий, узнать, чем живет компания, пообщаться с сотрудниками, посмотреть фотографии, прочувствовать атмосферу и корпоративную культуру.
Оценить подходы бизнеса к процессу подбора персонала, а значит, и человеческому ресурсу, можно и в ходе телефонного разговора. Если Вас формально, без лишних вопросов приглашают на встречу – это знак поверхностного, не очень внимательного отношения к своим сотрудникам. Однако если Вы встречаете пытливого рекрутера – это знак того, что компании важно качество персонала, и конкурсный отбор начинается уже при первом телефонном контакте. Сотрудники HR-департамента АЭТП стараются очень тщательно подходить к подбору персонала, детально проговаривать наиболее важные моменты работы в компании, чтобы исключить возможность возникновения у кандидатов ожиданий, не соответствующих действительности.
Встреча в офисе – обязательный этап для формирования более точного восприятия будущего работодателя. Поэтому на очном собеседовании крайне важно обращать внимание на подход к проведению переговоров. Так, если Вы слышите стандартизированные вопросы, ответы на которые заучили наизусть – скорее всего, у Вас возникнут вопросы к профессионализму как специалиста по персоналу, так и серьезности бизнеса в целом. Если же в ходе встречи Вы слышите неожиданные для себя вопросы, это является верным признаком того, что компания радеет за свой имидж и тщательно отбирает будущих сотрудников, четко понимая профиль «успешного» и «неуспешного» кандидата. Наличие дополнительных этапов и заданий это только подтверждает.
Если учесть и проанализировать все вышеперечисленные факторы, следует вывод: чтобы не ошибиться с выбором работодателя нужно не только ознакомиться с отзывами в сети Интернет, но и обязательно пообщаться лично с представителями компании. Звоните, приходите на встречу, будьте внимательны, задавайте больше вопросов, оценивайте потенциального работодателя по различным критериям и, конечно, верьте людям, которые работают в компании, а не незнакомцам в Интернете, мотивы которых не всегда очевидны.
Елена Нечаева, руководитель отдела по подбору персонала
"Ассоциация электронных торговых площадок"