Тактическое пиво с каплей шизофрении

14 Сентября 2015
Термин «Крафтовое пиво», ставший столь популярным в течение последних пары лет, переводится на русский очень просто: «Ремесленное пиво». В Соединенных Штатах, откуда все и пришло, даже уже есть четкая классификация, что это. Во-первых, объем производимого пива должен быть не очень большим, во-вторых, минимум 75% акций пивоварни должно быть в собственности у самих пивоваров, и в третьих, возможны любые добавки в пиво, но только с целью улучшения вкуса, а не уменьшения стоимости производства.
История крафта хотя и проста, но немного запутана. Основателем направления считается Билл Уркухарт из округа Уиллингбро, расположенного в графстве Нортгемптоншире, Великобритания. Свою пивоварню он основал в 1975 году. Но в Англии, с традиционным обилием местных сортов, затея особой популярностью не пользовалась. И триумфальное шествие по миру крафт начал из США. Там ситуация была весьма проста: во время Великой депрессии 1930-х годов в стране разорилось множество небольших пивоварен, которые были скуплены хорошо известными сегодня Budweiser и Miller. И, в итоге, как это всегда происходит, когда в дело вступают крупные корпорации, американское пиво полностью лишилось своей индивидуальности. Впрочем, петербуржцам здесь ничего объяснять не надо. Пепел наших знаменитых заводов, сначала скупленных глобальными корпорациями, а затем исчезнувших, вместе с оригинальными вкусами пива, продолжает стучать в наши сердца. И потому американцы стали варить пиво с оригинальными вкусами, сначала для себя и компании друзей, а затем все для большего и большего круга противников вкусовой унификации. Популярность направления в США переоценить трудно. Например, в городе Дуранго (17 тысяч жителей) существует пять крафтовых пивоварен, с минимум пятью сортами пива у каждой. То есть более 25 сортов пива на 17 тысяч жителей. Пересчитайте, кстати, это для Петербурга.
Затем крафт, подобно теннисному мячику, снова вернулся в Великобританию, и подача с Островов стала очень достойной. Не забывая про традиционные вкусы, британские крафтовые пивовары пошли в эксперименты. И самой знаменитой в этом сегменте стала пивоварня BrewDog, которая, по факту, сумела вынести крафтовое пивоварение из «местных развлечений» в глобальный тренд и общемировую моду. Пивоварня, созданная двумя друзьями, Мартином Дики и Джеймсом Уаттом (при участии собаки Джейк, которая стала символом пивоварни) сварили первое пиво в 2007 году. Выпустив несколько сортов пива и завоевав локальную популярность в небольшом шотландском городке Фрейзенбург, ребята взяли на развитие новый банковский кредит, и заявили о себе выпуском «самого крепкого пива Великобритании» - имперского стаута с 18,2%. Крепость буквально опьянила СМИ и интернет, и пиво стали заказывать не только по всей Великобритании, но и из других стран. Времена, когда BrewDog продавал пиво из своего старого фургончика (чтобы не платить за аренду) остались в далеком прошлом. И вскоре появился «Тактический ядерный пингвин» крепостью в 32%. Надпись на этикетке гласила: «ни одного пингвина не пострадало в процессе приготовления этого пива, хотя некоторые люди все же очень-очень сильно замерзли. Но это того стоило. Антарктическое имя этого имперского стаута, включающее шизофрению, берет начало от количества времени, которое оно провело на экстремальном холоде. Это пиво было изначально выдержано в течение 14 месяцев, созревало в дубовых бочках из-под шотландского виски. После этого эпического созревания, пиво было заморожено, затем заморожено еще раз, затем заморожено еще раз. BrewDog предупреждает, что это экстремально крепкое пиво, и им нужно наслаждаться в маленьких порциях и под влиянием арктической беспечности».
Впрочем, крепость была скорее панковской маркетинговой фишкой для BrewDog, нежели целью. Но как бы то ни было, тысячи людей по всеми миру, вдохновившись толикой шизофрении в пивоварении, захотели варить свое пиво, т.к. усредненное пиво глобальных корпораций пить уже стало практически невозможно.
Понятно, что не обошла эта тенденция и Россию, где, в отличие от Европы, и так не особо сильное пивоварения было просто сожжено и пущено по ветру глобальными корпорациями. И особенно в Петербурге, который и стал лидером тренда и чемпионом по количеству крафтовых пивоварен и сортов в стране.
Сделать напиток таким, как он тебе нравится – это ли сегодня не настоящий панк? Вот таким стало проявление панковской свободы в XXI веке, почти уже полностью поглощенном глобальными корпорациями.
Именно эта свобода и вдохновила создателей кафе «Punk Brew» на улице Рубинштейна, которое откроется уже в самые ближайшие дни. Впрочем, свои карты пивовары пока не открывают: в отличие от глобальных корпораций с «раскруткой» сортов, «Punk Brew» хочет, чтобы все вкусы стали сюрпризом, и каждый смог оценить их самостоятельно. А в этом, собственно, и есть суть крафтового пива. Которое сварено именно для тебя, а не для безликой толпы.