Регистрация торгового знака в Роспатенте - обозначение не должно характеризовать товар или услугу

17 Апреля 2018
Как зарегистрировать торговый знак? Этим вопросом задаются многие компании и предприниматели, которые разработали или выбрали какое-то обозначение – картинку, слово, логотип – для своих товаров и услуг и хотят защитить его от недобросовестного использования кем-либо другим. Зарегистрировать торговый знак (юридически правильное название по Гражданскому кодексу Российской Федерации – «товарный знак») можно в Роспатенте – российском ведомстве по интеллектуальной собственности (находится в Москве). Полученное по итогам регистрации свидетельство на товарный знак гарантирует его защиту в России. Подать заявку Вы можете как самостоятельно, так и через патентных поверенных (учитывая, что процедура регистрации достаточно сложная).

Требования к товарному знаку

Товарный знак, который подается на регистрацию, должен соответствовать определенным требованиям, предъявляемым российским законодательством. Они содержатся в статье 1483 Гражданского кодекса (которая называется «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака»).

Так, Ваше обозначение не должно представлять собой слово, вошедшее во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. «Вхождение во всеобщее употребление» случилось со знаками, которые изначально представляли собой оригинальные, фантазийные обозначения, но длительное время использовались различными производителями и потребителями для одного и того же товара и со временем стали восприниматься как указание на определенную товарную категорию (например, «термос», «нейлон», «целлофан» и др.)

Далее, Ваш знак не должен быть общепринятым символом или термином (как, например, «метр», «файл», «рубль» и др.) Является ли знак общепринятым термином, можно узнать из специализированных бумажных или электронных словарей и энциклопедий.

Ваше обозначение не должно характеризовать товар или услугу: указывать на вид, качество, количество, свойство, назначение, место производства или сбыта. Например, «яблоко» или «apple» зарегистрировать для фруктов (яблок) не удастся, но, как показывает мировая практика, проблем с регистрацией «apple» для цифровой техники, смартфонов и программного обеспечения - нет.

Наконец, нельзя регистрировать знаки, которые вводят потребителя в заблуждение: нельзя зарегистрировать слово «вода» для моторных масел, а слово «шелк» - для изделий из кожи.

Все перечисленное относится к так называемым «абсолютным основаниям» для отказа в регистрации, когда знак нельзя зарегистрировать из-за характеристик, свойств самого обозначения. Есть также относительные основания для отказа в регистрации.

Относительные основания для отказа в регистрации

Ваш знак не будет зарегистрирован Роспатентом, если он полностью совпадает или сходен до степени смешения (сильно похож) на знак, который кто-то до Вас уже зарегистрировал или подал на регистрацию для интересующих Вас товаров или услуг. Это основание для отказа вполне очевидно: функция товарного знака – индивидуализировать, то есть отличать товары и услуги одного производителя от товаров и услуг других производителей. Регистрация двух или нескольких обозначений, которые «смешиваются» в создании потребителя, и он не может их различить, этой цели противоречит.

Если Вы хотите зарегистрировать знак, который тождественен какому-то чужому знаку или сходен с ним, у Вас есть несколько вариантов. Например, Вы можете обратиться к правообладателю с предложением выкупить у него знак для интересующих Вас позиций перечня товаров и услуг или же с просьбой предоставить Вам письмо-согласие. Такое письмо подтвердит, что этот правообладатель не возражает против регистрации Вашего обозначения на Ваше имя, несмотря на сходство.

Как понять, можно ли зарегистрировать знак?

Перед подачей заявки на регистрацию товарного знака мы всегда рекомендуем провести предварительную проверку, чтобы оценить шансы на регистрацию. Заказать такую проверку можно у компаний, специализирующихся на регистрации и защите объектов интеллектуальной собственности.

По итогам поиска Вам должен быть предоставлен отчет с рекомендациями и комментариями по всем возможным основаниям для отказа в регистрации, с предложениями по доработке Вашего знака и минимизации рисков отказа. Цена такого поиска, как правило, зависит от вида знака (словесный, изобразительный, комбинированный), количества товаров и услуг (классов МКТУ).

Мы будем рады оказать Вам услуги по проведению предварительной проверки Вашего торгового знака и дальнейшей подаче заявки на регистрацию в Роспатент. Чтобы получить подробную консультацию по вопросам регистрации и узнать точную стоимость, свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом.

patentus.ru