Жилкомсервисы: долой бюрократию

30 Сентября 2015
ЖИЛКОМСЕРВИСЫ: ДОЛОЙ БЮРОКРАТИЮ
Горожане негодуют – квалификация домоуправов, техников и даже уборщиков территорий не соответствует уровню занимаемых должностей, а их отношения с жителями часто граничат с грубостью. Жители считают, что работники уже никогда не смогут перестроиться и не смогут работать честно. Как повысить квалификацию сотрудников, как обновить кадровый состав жилкомсервиса, привлечь новых специалистов, чтобы во время кадровых перестановок не пострадало качество предоставляемых услуг, а в потенциале - выросло? В 2015 году в жилкомсервисах УК «ПромИнвест» реализована кадровая реформа, которая позволила на 80% обновить кадровый состав и уменьшить управленческий аппарат, благодаря объединению и оптимизации административного штата, при этом – все услуги предоставляются населению в полном объеме. Подтверждение этому, в том числе, количество жалоб от населения - в 2015 году их стало меньше на 10%, чем в 2014.
«ПромИнвест» – крупнейшая частная управляющая компания Санкт-Петербурга, в ведении которой три жилкомсервиса – ЖКС ¹2 Центрального района, ЖКС ¹1 Кировского и ЖКС ¹1 Красногвардейского районов. Многим жителям необходимо дополнительно разъяснить: управляющая компания - это частный бизнес, предприятие, которое ставит целью оптимизацию экономики жилкомсервиса, выведение его деятельности на рентабельный, безубыточный уровень. Бизнес инвестирует в жилкомсервисы, внедряет компьютерные технологии, современные модели управления, чтобы вывести коммунальные службы из экономического провала, наладить их бесперебойную работу.
В 2015 году с изменением МРОТ по Санкт-Петербургу повысились заработные платы. Так, оклад кровельщика вырос с 11 до 19 тысяч рублей, без учета премиальной части, которая в соответствии с региональным законодательством составляет до 100% от оклада.
При этом высококвалифицированные специалисты не идут работать в ЖКС, потому что их не устраивает уровень заработной платы. Повсеместно в городе им предлагают зарплаты на 50-100% выше. Руководители ЖКС, в соответствии с тенденциями рынка труда, вынуждены индивидуально обсуждать уровень зарплаты и условия труда для каждого квалифицированного сотрудника. Дело в том, что тарифы на содержание многоквартирных домов и текущий ремонт не пересматривались с 2010 – 2012 года, что не позволяет предприятиям коммунальной сферы индексировать заработные платы в соответствии с ростом потребительских цен.
В жилкомсервисах, подотчетных УК «ПромИнвест», сегодня работают более 1300 человек, из них 1117 – рабочий персонал. В административном штате трех жилкомсервисов – более 250 специалистов. Для сравнения - еще год назад штат трех жилкомсервисов составлял около 1600 человек, из них почти 300 - административный аппарат.
Осенью 2014 УК «ПромИнвест» начала реализацию кадровой реформы, цель которой - улучшение условий труда рядовых работников ЖКС, привлечение высококвалифицированных технических специалистов за счет оптимизации работы административного аппарата. Идея не новая, именно такую модель управления используют крупнейшие бизнес-предприятия мира: единый административный штат, который реализует свои обязанности для всех филиалов предприятия, благодаря автоматизированным системам учета, позволяет минимизировать риски, связанные с человеческим фактором на местах, а также – существенно уменьшить количество административных работников.
Постепенно началось объединение административных отделов жилкомсервисов. Едиными структурами, работающими на все три организации, стали: департамент кадрового обеспечения, юридическая служба, планово-технический департамент, организационно-распорядительные отделы жилкомсервисов.
Реформирование еще продолжается. До конца 2015 года будут объединены и другие отделы, например, отделы снабжения. Но уже сегодня ощутимы позитивные результаты этой реформы. Количество повторных заявок от жителей уменьшилось на 10% по сравнению с прошлым годом. Появилась возможность постепенно обновлять кадровый состав жилкомсервисов. На работу приходят квалифицированные специалисты, молодежь. Еще один неоспоримый плюс – автоматизация процессов управления сводит к минимуму риски, связанные с человеческим фактором.
Департамент кадрового обеспечения жилкомсервисов
Как театр начинается с вешалки, так жилкомсервис – с кадров. Именно от подбора кадров зависит и развитие предприятия. Изменение системы подбора персонала для жилкомсервисов стало первым этапом реформы. Прежде отделы кадров видели свою задачу в укомплектовании технических служб жилкомсервиса по принципу количества, руководствуясь регламентами и нормативами, созданными еще в эпоху СССР. Например, по разнарядкам, на 100 зданий должно быть не менее 10 сантехников. Кадровые службы набирали технических специалистов по количеству, при этом часто на такой уровень заработной платы приходили работники с недостаточно высокой квалификацией или вовсе без соответствующих навыков и знаний. Контроль над подбором персонала осуществлялся также на местах.
Обновленная объединенная кадровая служба работает уже 12 месяцев. Главной своей задачей кадровики ставят подбор персонала не по количеству «человекомест», а по уровню квалификации, стажу и трудовой репутации. Количество специалистов кадровой службы изменилось – если ранее в каждом ЖКС было по три кадровых специалиста, то в объединенной службе их шесть, вместо девяти. Но функционал у кадровиков, благодаря объединению, увеличен. Выделен отдельный специалист, который занимается только оформлением трудоустройства для иностранных граждан. Документооборот автоматизирован, а проведение собеседования и выбор сотрудника стал объективным и непредвзятым.
Сегодня Департамент кадрового обеспечения, помимо стандартного собеседования и изучения представленной документации, предлагает соискателям, кто по долгу службы должен общаться с жителями, заходить в их квартиры, пройти добровольную проверку Службой безопасности на наличие уголовных и административных правонарушений. Работать с гражданами, непосредственно взаимодействовать с собственниками по вопросам внутриквартирного ремонта или составления актов, должны только специалисты с безупречной репутацией, никогда не имевшие проблем с законом.
Постепенно в жилкомсервисах УК «ПромИнвест» происходит планомерная замена кадров (в связи с выходом на пенсию, переходом на другие предприятия, сокращению в соответствии с ТК РФ). Сегодня из 480 работников ЖКС ¹2 Центрального района 30% - в возрасте до 35 лет. В ЖКС ¹1 Красногвардейского района – 23%. И эти показатели – одни из самых высоких по Санкт-Петербургу. С 2012 года жилкомсервисы УК «ПромИнвест» сотрудничают с единственным в городе учебным заведением, подготавливающим профильные, в том числе для ЖКХ, кадры – Колледжем строительной индустрии и городского хозяйства. Студенты этого СУЗа приходят на практику в управляющую компанию и после успешного прохождения, некоторые из них остаются работать техниками-смотрителями, сантехниками, электриками и так далее.
УК «ПромИнвест» уходит от практики, применяемой повсеместно в ЖКХ России, по привлечению подрядных организаций для уборки территорий, выполнения работ по текущему ремонту. Кровельщики, сантехники, дворники, уборщики, электрики трудоустроены в ЖКС. В 2015 году УК «ПромИнвест», первая из управляющих компаний города, официально зарегистрировала свои жилкомсервисы в УФМС и получила официальное разрешение на постоянное трудоустройство иностранных граждан.
Юридическая служба
Ранее юридические службы жилкомсервисов основной задачей видели решение проблемных вопросов с компенсациями и выплатами по судебным искам.
Объединение позволило расширить функционал сотрудников, централизовать систему подачи исков и участия в судебных заседаниях. Сегодня через юридическую службу проходит порядка 170-180 исков ежемесячно.
Взыскание задолженности с неплательщиков остается приоритетной задачей юридического отдела. Помимо этого руководитель юридической службы проводит обучение техников и домоуправов на предмет правильного составления актов (о протечках, авариях, приемке работ и так далее) и других сопроводительных документов. Объединенная служба дает заключения собственникам по вопросам, для решения которых необходима юридическая справка. Также - занимается решением всех спорных ситуаций, полностью сопровождает судебные дела, защищает интересы и права жилкомсервиса перед крупными компаниями – подрядными, ресурсоснабжающими и прочими организациями.
Планово-технический департамент
В задачи ПТО (планово-технического отдела) жилкомсервиса изначально входил широкий круг обязанностей: планирование работ по текущему ремонту, подбор подрядчиков, составление проектно-сметной документации, контроль исполнения работ, приемка работ совместно с жителями, администрациями районов, ГУЖА, КУГИ и прочих ведомств. Однако и раньше надзор за техническим состоянием зданий осуществлялся на местах – специалистами эксплуатационных участков. Также в жилкомсервисах существует служба главного инженера, работники которой занимаются обработкой ежедневных заявок, контролем их исполнения, составлением планов по аварийным работам, а также – техническим надзором за зданиями и сооружениями, формированием отчетов для центрального департамента. В объединенный планово-технический департамент переданы такие задачи как планирование текущего ремонта, подготовка технической документации и смет, получение согласований от администрации, подбор подрядных организаций, реализация работ по текущему ремонту, формирование предложений для администрации по работам капитального характера, взаимодействие с подрядчиками, контроль исполнения текущих работ, составление актов дефектовки и так далее.
Организационно-распорядительная служба
ОРО (организационно-распрорядительная служба) – отвечает за работу с корреспонденцией и обращениями населения. Этот отдел принимает письменные и электронные заявления, распределяет заявления по соответствующим службам, контролирует их исполнение, предоставляет официальные ответы жителям, ведет документооборот и отвечает за хранение обращений. Работа ОРО связана с огромным потоком документов. Хотя количество обращений заметно сокращается с каждым годом – с 659 в 2013 до 321 в 2014 году только в ЖКС ¹2 Центрального района, работы у специалистов остается много. Реформирование этой службы только началось. Задачи - искоренить устоявшуюся не только в жилкомсервисах, но во многих других учреждениях бюрократическую и бумажную волокиту. Отделы ОРО останутся в каждом жилкомсервисе, но при этом будут работать в единой автоматизированной базе, документооборот станет электронным. Электронный архив, автоматизация баз данных – эти меры позволят сотрудникам быстро находить документ, пересылать в нужный департамент и в несколько «кликов» видеть на экране компьютера историю каждого адреса, каждого обращения. При этом правила и сроки работ и ответов на обращения не меняются. Они регламентированы законодательством РФ. Формат ответа на свой запрос заявитель сможет выбрать – почтой, электронной почтой или лично в руки.
Значимость реформирования ОРО сможет оценить каждый: изменятся скорость обработки данных, учет, поиск документов по базе. Оперативность подготовки ответов на обращения граждан станет выше.
Из домоуправа в техники-смотрители
Все домоуправы жилкомсервисов в августе и сентябре прошли собеседования и сдали экзамены по повышению квалификации. Осенью 2015 года более 60 домоуправов вышли на работу в статусе техников-смотрителей по эксплуатации зданий и сооружений. Эта реформа реализуется, прежде всего, для собственников жилья. Ведь потребителям гораздо удобнее общаться с одним представителем обслуживающей компании, который полностью несет ответственность за техническое содержание многоквартирного дома. С техников-смотрителей сняты функции контроля за санитарным содержанием, этим занимаются отдельные контролеры – заместители начальников участков по санитарному содержанию. За техниками-смотрителями будут закреплены сантехники и электрики. Таким образом техник-смотритель будет в курсе всех вопросов, связанным с техническим содержанием домов. Сфера его ответственности шире, чем у домоуправа. Это - работник, который должен знать о вверенном жилом фонде все – начиная от того, сколько собственников проживает на обслуживаемой территории, заканчивая устройством и обслуживанием инженерных систем, осмотром кровли, фасадов, сбросом наледи с крыш и так далее. Заявки от жителей теперь будут передаваться напрямую техникам-смотрителям для составления ежедневных графиков работы сотрудников. По итогам каждого рабочего дня техники обязаны формировать отчет о выполненных работах по содержанию дома, а также – о выполнении заявок от собственников жилья. Экзамен принимали руководители отдела кадров, главный инженер, техник по безопасности и охране труда, начальники эксплуатационных участков, за которыми закреплены техники-смотрители, сотрудники организационно-распорядительного отдела и отдела по санитарному содержанию ЖКС. Каждый из них проводил с работником собеседование по соответствующим дисциплинам.

Скачать фотографии для иллюстрации материалов: https://yadi.sk/d/r9xim-ndfzWen
ДЛЯ СМИ:
Уважаемые коллеги! По Вашему запросу готовы оказать содействие в создании индивидуальных материалов, организации интервью и пресс-туров. 8-921-403-17-39, gks812@yandex.ru - Николай Боровков.