Кто виноват и что делать?

5 Марта 2015
В последние годы, законодательство, регулирующее вопросы капитального ремонта многоквартирных домов, развивалось в негативную для собственников жилья сторону. Более того, во многих законодательных схемах, прослеживается элемент, как будто бы специально созданный для коррупционных действий чиновников. Мы обратились к эксперту по вопросам ТСЖ, адвокату Сергею Илюшику партнеру «Адвокатского кабинета Петрищева А.С.», с целью выяснить основные минусы последних поправок в законе о капитальном ремонте многоквартирных домов, а также что что делать собственникам жилья, чтобы не избежать обмана со стороны управляющих компаний.

«Действительно, общий смысл последних поправок сводится к тому, что у собственников жилья появилась новая обязанность по внесению отчислений в специальный фонд, на капитальный ремонт их дома, - говорит адвокат Сергей Илюшик. - При чем, отчисления эти можно вносить либо на специальный счет ТСЖ (если собственниками таковое организовано и принято соответствующее решение о счете), либо на общий счет, специально созданной муниципальной организации – оператора, которая аккумулирует денежные средства всех местных домов.
То есть, законодатель обязал собственников собирать деньги на ремонт в фонде, из которого, в соответствии с местным планом, собственники будут получать свои деньги обратно и только на указанные цели.

Минусы здесь очевидны.
В нынешних реалиях вполне возможно, что управляющие компании домов, осуществляющие ремонт, войдут в тесную связь с местными чиновниками, отвечающими за выделение денег из фонда, далее вопросы стоимости работ и их качество могут быть решены не в пользу собственников жилья.
Еще одним важным минусом является то, что очередность домов на капитальный ремонт начинается с домов, ремонт которым требовался еще на дату первой приватизации в нем жилого помещения.

Таким образом, складывается ощущение, что законодатель просто пытается закрыть старые долги государства по капитальному ремонту, путем перенесения данных расходов на плечи нынешних собственников жилья. Ведь ремонт на дату первой приватизации в доме, как правило, требовался таким домам еще в те времена, когда расходы на капитальный ремонт несло именно государство, а задолженность государства по реализации ремонта была значительная.
В результате, новое законодательство спишет все старые долги государства перед собственниками жилья за их же счет.

Еще одной новеллой современного законодательства является лицензирование деятельности управляющих компаний. Деятельность ТСЖ лицензированию не подлежит.
При исследовании данных поправок возникает ощущение связи между желанием госчиновников собрать деньги собственников в одном местном фонде и введением процедуры разрешения (лицензирования) деятельности управляющих компаний, осуществляющих, в том числе и капитальный ремонт. Причем все ключевые решения принимаются весьма централизовано – местными властями.
Для получения лицензии управляющей компании потребуется решение лицензионной комиссии. Да, данная комиссия, согласно рекомендациям Минстроя, должна состоять из не менее двадцати человек, лишь тридцать процентов из которых могут иметь отношение к местной администрации, а остальные должны иметь отношение к саморегулируемым и общественным организациям.
Но, данные рекомендации Минстроя не являются обязательными, а общественные организации может создать любой желающий. Таким образом, комиссия, полностью аффилированная с чиновниками местной власти – это вполне обоснованный риск. И каким управляющим компаниям, такая комиссия будет выдавать лицензии, вопрос скорее риторический.

Безусловно, нынешнее положение дел с работой управляющих компаний весьма плачевно, - утверждает Илюшик. - Лишь около трех процентов от общего числа проверок по стране, было организовано планово. Остальные девяносто семь процентов проверок осуществлялись по прямым жалобам жильцов.
Но тот механизм воздействия на управляющие компании, который вводят новые лицензионные поправки, скорее дает возможность борьбы с «нелояльными к местной администрации компаниями». Четкий контроль выполнения работ не предусмотрен. Предусмотрен только фактический контроль соответствия закрытому списку лицензионных требований.

По собственному опыту могу сказать, что санкций для управляющих компаний несколько:
- лишение управляющей компании права на обслуживание конкретного дома
- штраф (две и более жалобы собственников за год)
- лишение управляющей компании лицензии вовсе (если общая жилая площадь домов, управления которыми лишили данную компанию, составляет более пятнадцати процентов обслуживаемых ей площадей).

Таким образом, даже с внесением новых поправок в законопроект, собственники жилья смогут влиять на управляющие компании».

Общий вывод о нововведениях последнего времени можно сделать простой: деятельность в рамках ЖКХ нужно контролировать и подвергнуть серьезным изменениям, несмотря на то, что нынешние поправки списывают старые долги государства по осуществлению капитального ремонта и вводят новые бюрократические барьеры для собственников жилья, опускать руки нельзя, если вы видите, что деньги жильцов вашего дома испаряются бесследно и никаких работ компания не выполняет, напишите коллективную жалобу и обратитесь за помощью к грамотному юристу, он поможет составить иск и возобновить справедливость.
Мария
PR-студия Марии Шаховой
mashakhovaPR@gmail.com