Современное управление многоквартирным домом: проблемы, перспективы, инновации

8 Апреля 2010
Сегодня ЖКХ представляет собой технически сложное хозяйство, которое требует новых разработок и технологий с тем, чтобы обслуживающие структуры «не только нагружали жителей объемами услуг, но и сокращали стоимость этих услуг». Не секрет, что обслуживание потребителей — одно из наиболее слабых мест в деятельности предприятий ЖКХ. Многие потребители на себе ощутили увеличение тарифов ЖКХ и причина негодования не столько в увеличении цен, сколько в том, что при росте тарифов не наблюдается видимого улучшения качества обслуживания. В этой статье попробуем определить основной круг проблем и задач современного управления многоквартирным домом



Управление многоквартирным жилым домом — это согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме, или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Жилищный кодекс РФ налагает на собственников помещений обязанность выбрать способ управления домом и предлагает три способа управления многоквартирным домом:

— непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
— управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
— управление управляющей организацией.

Сегодня ЖКХ представляет собой технически сложное хозяйство, которое требует новых разработок и новых технологий с тем, чтобы обслуживающие структуры «не только нагружали жителей объемами услуг, но и сокращали стоимость этих услуг».

Попробуем определить проблемы в управлении многоквартирном домом. В условиях совершенствования отрасли народного хозяйства (реформа ЖКХ) важнейшим критерием оценки работы ЖКХ является клиентоориентированность. Клиентоориентированность — это характеристика самого бизнеса. Она отражает место интересов клиента в системе приоритетов руководства и собственников. Согласитесь, сложно назвать клиентоориентированным компанию, которая стремится выжать деньги из клиента за каждую мелочь.

И как же двигаться УК многоквартирными домами и ЖКХ в целом к ориентации на клиентов? Если мы хотим работать профессионально и качественно, то менеджмент (управление) многоквартирным домом должен быть «умным». Необходимо сломать стереотип «совдепа» в управлении. То есть, в нашем управлении сейчас фигурирует 2 типа управленцев многоквартирными домами:

— руководители, которые вышли из советских руководящих структур (партии, комсомола);
— руководители, основной целью которых является быстрое получение прибыли.

Соответственно, для клиентоориентированного качественного управления многоквартирным домом ни один тип руководства нам не подходит. Нам нужны руководители «нового поколения», которые будут обладать достаточным уровнем знаний, образованием и стремлением на практике применить их в области управления, считая главным в своей работе человеческие отношения. И это совсем не значит, что нужно менять руководителя 1 или 2 типа на руководителя «нового поколения» — это говорит о том, что совершенствование управлением многоквартирным домом должно быть в «умах» управленцев, что приведет к дальнейшему проффесиональному преобразованию управления в отрасли.

Не секрет, что обслуживание потребителей — одно из наиболее слабых мест в деятельности предприятий ЖКХ. Многие на себе ощутили увеличение тарифов ЖКХ и причина нашего негодования не в том, что они действительно увеличились, а в том, что при росте тарифов мы не наблюдаем улучшения качества обслуживания потребителей услуг. Ведь если компенсировать рост тарифов хотя бы улучшением обслуживания и ориентацией на потребителя, то лояльность потребителя увеличится. В свою очередь в формировании общественного мнения будет присутствовать понимание: увеличили тарифы — улучшили качество обслуживания. Качество услуг можно улучшить за счет прозрачности учета и оперативной реакции на обращения потребителей, а для этого необходимо внедрять в отрасли современное программное обеспечение, идти в ногу со временем, посредством автоматизации бизнес-процессов, созданием единой информационной системы (ЕИС).

В условиях сложной коммерческой деятельности предприятий и организаций ЖКХ учет, контроль бизнес-процессов и объединение данных в ЕИС на предприятиях отрасли ЖКХ, приобрел особое значение. Автоматизировать управление многоквартирным домом можно посредством внедрения системы «1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК 8», которая предназначена для использования в ТСЖ, ЖСК, ДЕЗах, ЖЭУК, управляющих и в других подобных организациях ЖКХ, которые ведут как расчет квартплаты и прочих коммунальных услуг, так и паспортный учет.

Для управления многоквартирным домом система «1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК 8» представляет эффективный инструмент помогающий в принятии управленческих решений с помощью специализированных и универсальных отчетов, обеспечивающих прозрачность учетного процесса, снижение трудоемкости за счет автоматизации основных операций.

Программное решение «1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК 8» разработано на технологической платформе «1С:Предприятие 8» и подходит для любых учреждений сферы коммунальных и жилищных услуг, таких как:

— товарищества собственников жилья (ТСЖ);
— жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ);
— жилищно-эксплуатационные управляющие компании (ЖЭУК);
— жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК);
— дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ);
— жилищно-коммунальные хозяйства (ЖКХ);
— коммунальные сервисные компании;
— коттеджные поселки;
— гаражно-строительные кооперативы;
— дачные кооперативы;
— единые расчетные центры;
— управляющие компании.

Программа подойдет как для небольшого ТСЖ, так и для крупной управляющей компании или расчетного центра. Функциональные возможности системы «1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК 8» обеспечивают решение следующих задач:

— учет владельцев имущества;
— полноценный учет жилого и нежилого фонда;
— работа с лицевыми счетами;
— расчеты и начисления;
— взаимодействие с поставщиками услуг;
— составление сметы затрат, закрытие затратных счетов в соответствии со сметой и контроль ее исполнения;
— учет голосований и результатов голосований;
— формирование различных отчетов (финансово-лицевой счет; справка в ГЦЖС; оборотно-сальдовая ведомость и т.д.);
— бухгалтерский и налоговый учет ведется за счет интеграции с программой «1С: Бухгалтерия 8» возможен стандартный бухгалтерский и налоговый учет без необходимости совершать обмен и выгрузки между модулями учета квартплаты и бухгалтерии;
— подомовой учет затрат;
— аварийно-диспетчерская служба.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что управляющий инструмент «1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК 8» является неотъемлемым условием обеспечения прозрачности бизнес-процессов в управлении многоквартирным домом, что в свою очередь повышает эффективность деятельности управляющих компаний.

Качественное управление посредством ЕИС (Единой Информационной Системой) нам дает:

— сокращение роста тарифов;
— возможность оперативно реагировать на обращения граждан;
— дополнительные средства на обустройство придомовых территорий и мест общественного пользования;
— прозрачность бизнес-процессов (например, прозрачность накоплений на капитальный ремонт) и т.д.

Таким образом, посредством современного программного обеспечения и клиентоориентированности отрасли ЖКХ потребители услуг получают качественное обслуживание.