Девелоперы готовы учиться, но негде

18 Мая 2009
Привыкшие к работе в условиях растущего рынка, девелоперы оказались не готовы к кризисной ситуации. Единственный шанс выжить – научиться работать в новых условиях. Однако предлагаемые учебными заведениями программы не соответствуют ожиданиям специалистов. Впрочем, выход есть – считает Александр Гришин, генеральный директор VMB Trust, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов (ГУД), председатель Комитета по обучению и стандартизации.

- Решается проблема подготовки кадров по-разному. Есть академические учебные заведения, которые дают фундаментальное экономическое образование. Среди них можно выделить Политехнический университет и ИНЖЭКОН, чьи программы прошли аккредитацию гильдии. Качественные курсы повышения квалификации есть в Институте недвижимости, общепризнанны курсы CPM (сертифицированный управляющий недвижимостью) и CCIM (сертифицированный специалист Института коммерческих инвестиций в недвижимость), семинары, проводимые ГУД и РГР совместно с IREM (Institute of Real Estate Management).
- Я убежден, что все учебные программы должны проходить аккредитацию профессиональных объединений, так как это может служить гарантией качества обучения. Сегодня появляется много различных курсов, организованных учебными центрами широкого профиля. Они формируют у специалистов негативное отношение к такому формату обучения ("бесполезно, все равно ничего интересного не скажут"), что не может не огорчать. И еще хорошо, если они окажутся просто бесполезны, а ведь могут давать слушателям в корне неверные установки.
- Важную обучающую роль, помимо учебных программ, играют профессиональные мероприятия: конференции, бизнес-туры, круглые столы, проводимые ГУД. Они сжаты по времени, но тесно связаны с реальной практикой бизнеса. На них рассматриваются действительно актуальные темы, выступают опытные спикеры-практики, происходит обмен опытом между специалистами. Из крупных международных мероприятий, оторые стоит посещать с образовательной целью, могу выделить инвестиционные форумы MIPIM, «EXPOREAL», PROEstate, конференции Адама Смита. Но для того, чтобы профессиональные мероприятия были полезны, нужно иметь навыки самообразования.
О преподавателях
– Формирование преподавательского состава – на сегодня один из самых сложных вопросов в образовательных программах. В России – по крайней мере, в Москве и Петербурге – много сильных специалистов по управлению недвижимостью, не уступающих западным коллегам. Другое дело, что эти люди пока не мотивированы заниматься преподаванием, не хотят тратить на это свое время. Возможно, их останавливает подспудная мысль о подготовке потенциальных конкурентов. Думаю, со временем придет понимание, что для развития рынка необходимы специалисты, у профи возникнет психологическая потребность передавать опыт.
О кадрах и стандартах
– Сегодня на рынке нет дефицита кадров. Резкое сжатие рынка недвижимости привело к высвобождению большого числа специалистов. Однако это люди, привыкшие работать на растущем ненасыщенном рынке. Постоянный рост часто нивелировал ошибки менеджмента, а на конкурентном рынке компетенция менеджеров стала вопросом выживания бизнеса. Многие оказались не готовы к тому, что нужно бороться за клиента, повышать качество сервиса и личную эффективность. Ориентация на клиента должна существовать на уровне философии бизнеса, для чего, возможно, требуется изменение менталитета менеджеров, особенно младшего и среднего звена.
– Сегодня отрасли не хватает единых стандартов услуг, что важно при организации тендеров. Клиенту сложно оценить предложения компаний, если за разные деньги ему предлагают разный перечень услуг. И ГУД сейчас уделяет этому вопросу повышенное внимание. Безусловно, наличие общепризнанных стандартов - это некая высокая ступень развития бизнеса и отрасли в целом.
О зарубежном опыте
– Общие подходы к управлению недвижимостью одинаковы и не имеют национальной специфики. Специфику имеют специальные области: налоговая система, законодательство. Но, как правило, адаптация к российским реалиям происходит уже в практической деятельности.
- То же самое касается и правил делового оборота и специфики российского менталитета - их понимание приходит только с опытом.
– За границей проще проводить экономические расчеты, поскольку легко получить достоверные статистические данные, а бизнес более открыт и прозрачен. Например, для определения рентабельности торговой точки желательно знать среднедушевой доход определенной группы населения, размер ежемесячных потребительских затрат на душу населения, потребительскую активность, динамику роста доходов населения, среднестатистический размер эксплуатационных расходов на содержание подобной торговой точки и пр. Публикация подобных статистических данных у нас практически отсутствует, а если есть, то требует очень критической оценки.
Пресс-служба
VMB TRUST
331-0606,
pr@vmb-trust.com