Холдинг "Атлант-М" решает проблему кадрового дефицита в автобизнесе

3 Июня 2008
В 2008 году холдинг «Атлант-М» планирует открытие двух крупнейших автоцентров в Северо-Западном Федеральном Округе: «Атлант-М Пулково» (официальный дилер General Motors) и «Атлант-М Север» (официальный дилер Mitsubishi). В связи с этим численность персонала холдинга «Атлант-М» в Санкт-Петербурге увеличится в 2 раза.

Для работы в новых автоцентрах компания планирует привлечь порядка 350 человек.
На российском рынке труда в 2008 году продолжается тенденция усиления кадрового дефицита. В числе ее основных причин и демографический кризис, и высокие темпы роста автомобильного рынка, и конкуренция среди авторитейлеров-работодателей, и наконец, несовершенная образовательная система.

В качестве основных мер по решению этой проблемы в существующих условиях рынка
холдинг разработал комплекс инструментов, направленных на привлечение и развитие персонала под названием программа «Набираем высоту». В него входит и программа бюджетирования персонала, позволяющая планировать кадровый состав заранее, и программы «Будущая элита холдинга» и визуализация карьеры, направленные на рост
и развитие сотрудников внутри компании. Но эти программы, к сожалению, не позволяют окончательно решить усиливающуюся проблему кадрового дефицита, и создавать резерв персонала для будущих дилерских предприятий становится все более сложной задачей.

«В первую очередь, ситуация осложняется тем, что на рынке труда квалифицированные специалисты, отвечающие требованиям работодателя и профилю бизнеса, практически отсутствуют, а образовательные ресурсы компании, не безграничны, и не дают возможности выучить всех сразу,-комментирует Надежда Боброва, директор Отделения управления персоналом холдинга «Атлант-М» в СЗФО и приводит в качестве аргумента статистические данные Холдинга:
«По нашим оценкам кадровый резерв, который мы можем создать с помощью собственных ресурсов – это порядка 13% кандидатов, от общего числа требующихся сотрудников. Из них порядка 6% составляют студенты Института Бизнес-Технологий, имеющие преимущество при поступлении на работу в новые дилерские центры и сотрудники действующих дилерских предприятий, которые не первый год работают в компании. Они обладают достаточным опытом и квалификацией, чтобы занять руководящие позиции на новых предприятиях холдинга. Эти сотрудники составляют 3% от общего количества. 4% составляют выпускники ВУЗов. Остальные 87% приходятся на так называемых свободных кандидатов, которых нам предлагает рынок труда. И из этих 87% внешних кандидатов только 10% (!) трудоустраиваются в холдинге.

Основная проблема, с которой сталкивается работодатель – это не подготовленный персонал. Современная образовательная система, являясь глубоко теоретической, не способствует подготовке кандидатов, удовлетворяющих всем требованиям авторитейлеров. В свою очередь, высшие учебные заведения не готовы адаптировать образовательную систему под потребности работодателя, в результате компании вынуждены идти по замкнутому кругу.







Директора дилерских центров холдинга «Атлант-М» о кадровом дефиците

Анатолий Ширнов, генеральный директор автоцентра «Атлант-М Балтика»:

Как генеральный директор автоцентра со стажем, я считаю проблему кадрового дефицита действительно серьезной и с каждым годом она вызывает все больше опасений, т.к. ни для кого не секрет, что от работы квалифицированного персонала зависит развитие бизнеса.

В первые годы работы автоцентра «Атлант-М Балтика» проблемы с квалифицированным персоналом не было, поскольку рынок находился в стадии роста и темпы его развития были не столь высоки.
В последние 2 года ситуация резко изменилась, число автосалонов выросло практически
вдвое. В Петербурге уровень конкуренции стал гораздо выше, чем в Москве. Увеличились объемы продаж, в разы увеличились потребность в сервисном обслуживании. А персонала, все равно не хватает.

Для дилерских предприятий холдинга «Атлант-М» в Санкт-Петербурге автоцентр «Атлант-М Балтика» является «кузницей кадров». Так в 2006 году, когда открылась «Атлант-М Лахта», многие квалифицированные специалисты перешли работать в новое дилерское предприятие, и реализовав накопленные знания и технологии обеспечили достойный уровень его развития. С моей точки зрения, данный инструмент создания кадрового резерва будет являться одним из важнейших. Поскольку, когда наступит насыщение рынка, повысятся требования в первую очередь к сервисному обслуживанию, и в связи с этим будет важно не только обучить и вырастить персонал, но и удержать его на предприятии.


Павел Копатько, генеральный директор автоцентра «Атлант-М Лахта»:

Проблема кадрового дефицита является действительно нашей общей проблемой. Вопрос о достаточности квалифицированных специалистов для новых автоцентров занимает одно из первостепенных мест: требуются как управленцы – менеджеры высшего и среднего звена, так и грамотные технический и обслуживающий персонал.

Программы развития персонала и создания кадрового резерва, принятые в Холдинге, позволяют вырастить квалифицированный управленческий состав, но это всего лишь 3% от «пирога». А остальные 97%, выполняющие так называемую операционную работу, связанную с продажей автомобилей, сервисным обслуживанием, установкой дополнительного оборудования напрямую влияют на увеличение прибыли предприятия. Вопрос подготовки таких специалистов остается наиболее острым и наиболее сложным для автодилеров.

Выпускники ВУЗов, обучающиеся по техническим специальностям, зачастую не соответствуют профилю компании, и, приходя в автобизнес, они осваивают все заново. Более того, они оказываются не готовыми к стандартам обслуживания, которые диктует импортер.

На сегодняшний день способ решения данной проблемы в сотрудничестве с ВУЗами является трудноосуществимым. ВУЗы не готовы адаптировать образовательную систему и единственный выход, который они могут предложить предприятию, нуждающемуся в кадрах – это финансировать открытие собственных кафедр и вести на них обучение, что является абсолютно нерентабельным для бизнеса.











Ольга Андреева, менеджер по развитию бизнеса кадрового холдинга АНКОР:

Классической причиной кадрового дефицита является, во-первых, демографическая проблема. Трудоспособного возраста достигают поколения, родившиеся на пике демографического кризиса 80-х годов.

В ближайшем обозримом будущем трудовые ресурсы, существующие в крупных городах, будут исчерпаны, и придется привлекать специалистов из других городов. Но здесь возникнет сложность миграционной политики из-за того, что никто не будет готов финансировать переезд студентов из других городов и кандидатов из других городов. У ВУЗов нет на это финансов, а для работодателя это не рентабельно.

Во-вторых, образовательная система не соответствует современным требованиям рынка труда, ВУЗы в свою очередь не готовы ее адаптировать по объективным причинам.

Но нужно находить способы решения этой проблемы уже сейчас, поскольку дальше ситуация на рынке труда еще больше осложниться. В 2007 году школу закончило 360 000 человек, к 2011 году эта цифра снизится до 40 000. Из этого следует, что количество трудоспособного населения резко снизится, и работать будет просто некому.


Сергей Евтюков, декан автодорожного факультета СБГАСУ, доктор технических наук, профессор

Кадровый дефицит действительно существует, и особенно остро в автомобильной отрасли. Ни для кого не секрет, что Санкт-Петербург - это будущий автомобильный Детройт. И потребность в специалистах технического профиля, и в первую очередь специалистов не руководящего звена, а именно исполнителей – высочайшая!

Статистика, к сожалению, оказывается совсем не утешительной. Поскольку процент студентов, оканчивающих высшую школу, по отношению к количеству абитуриентов, чрезвычайно низкий. И данная ситуация не имеет перспектив для автомобильного рынка, поскольку количество выпускников ВУЗа не соответствует потребностям рынка.

На мой взгляд, решению проблемы может способствовать увеличение приема на технические факультеты по контрактной форме обучения, а также выделения бОльшего количества бюджетных мест.
Но дело в том, что контрактная форма обучения по техническим специальностям не является востребованной среди студентов и их родителей, которые оплачивают образование. И в результате снова получается замкнутый круг.
Наталия Грачева, бренд-менеджер холдинга "Атлант-М" в Санкт-Петербурге и СЗФО
Холдинг "Атлант-М"
Моб.тел.+7-921-973-92-71,
Gracheva.Natalia@atlantm-lahta.ru