Комплексы "Доступный фитнес" заменят устаревшие детские и спортивные площадки.

12 Мая 2017
В последние годы, в рамках государственной стратегии развития физической культуры и спорта, для доступности занятий физкультурой гражданами всех возрастных групп, на территории страны началось активное строительство спортивных и детских площадок.

Справка: По состоянию на начало 2014 года в России функционируют 253 000 объектов спорта, из которых 133 600 составляют плоскостные сооружения, 74 300 - спортивные залы. По оценкам аналитиков, оборот спортивной индустрии в государственном секторе экономики России составляет около $200 млрд в год, что 2 раза превышает объемы рынка отечественной автомобильной

Проведенный Фондом антикризисных проектов, анализ ситуации в данной сфере позволил выявить основные проблемы и определить инструменты, обеспечивающие ее развитие и совершенствование.

Основные проблемы в строительстве и эксплуатации детских и спортивных площадок, в целом, можно разделить на несколько групп:

во-первых – сравнительно небольшой объем строительства площадок в количественном выражении, особенно в регионах России;

во-вторых – отсутствие на стадии проектирования предварительного мониторинга, социологических исследований и изучения общественного мнения в потребности и целесообразности строительства площадок в конкретных местах расположения, их пропускной возможности и целевого назначения;

в-третьих – в подавляющем большинстве площадки являются узкопрофильными (игровые площадки только для детей младшего возраста, спортивные площадки с минимальным набором тренажеров, спортивные площадки для игровых видов спорта), и практически отсутствуют спортивные площадки для занятий инвалидов;

в-четвертых – несбалансированная стоимость строительства площадок и их последующая эксплуатация, в т.ч. за счет завышенной стоимости оснований и покрытий, подъездных коммуникаций, дополнительной инфраструктуры, использования непрофильного спортивного оборудования (тренажеры);

в-пятых – отсутствие методологического обеспечения занимающихся физической культурой и спортом в части использования тренажеров (рекомендуемые упражнения и нагрузки), а также привлечения профессиональных инструкторов по физкультурно-оздоровительным услугам;

в-шестых – при строительстве применяется практически только бюджетное финансирования, за счет финансовых средств муниципальных образований в рамках федеральных и региональных программ по развитию физической культуры и спорта, отсутствие методов внебюджетного финансирования;

в-седьмых – отсутствие практики снижения стоимости строительства за счет общественно-полезного труда, в части привлечения волонтеров из числа жителей близлежащих домов в форме субботников и т.п.

Статистика: Всего в 2013-2020 гг. на развитие спортивной индустрии в рамках государственной Программы «Развитие физической культуры и спорта» будет выделено 1 717 млрд рублей. Значительная часть этих средств пойдет на развитие спортивной инфраструктуры.

Альтернативы детским игровым и спортивным площадкам открытого типа расположенных в жилых микрорайонах, практически нет. Данные площадки превосходят всю остальную инфраструктуру спортивных объектов по следующим параметрам: по территориальному (шаговая доступность), по календарному (объекты используются практически круглогодично и в любое время), по финансовому (бесплатно для потребителей). Но несмотря на это, площадки задействованы не более чем на 30% от проектной нагрузки.

Статистика: Правительство РФ поставило задачу достигнуть в стране 50%-го уровня обеспечения населения спортивными объектами к 2020 году, т.е. увеличить их количество вдвое. Также предусматривается, что к этому времени удастся привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 40% россиян.

С целью нормализации сферы строительства и эксплуатации детских и спортивных площадок, Фондом антикризисных проектов разработан Проект «Доступный фитнес» в рамках Федеральной программы «Фитнес и здоровье нации», основной целью которого является оснащение за счет внебюджетных источников дворовых территорий населенных пунктов Российской Федерации спортивно-игровыми комплексами открытого типа –усовершенствованной моделью совмещения детской игровой и спортивной площадок, для активного отдыха и занятий физической культурой граждан всех возрастных групп – Комплексами «Доступный фитнес».

Проект «Доступный фитнес» – это:

1. Разработка спортивно-игрового комплекса открытого типа «Доступный фитнес», включающую в себя несколько зон эксплуатации для различных возрастных групп: зона игрового типа для детей до 7 лет, спортивная зона для детей 7-12 лет и спортивная зона для детей от 12 лет и взрослых. Также возможно использование целевой зоны для адаптивной физкультуры (инвалиды и люди с ограниченными физическими возможностями, в т.ч. дети). На каждой площадке будут предусмотрены зоны комфортного пребывания (для родителей маленьких детей с возможностью парковки детских колясок, парковки велосипедов и инвалидных колясок, с подъездными дорожками, мусорными контейнерами и т.д.), беговые дорожки и велодорожки контурного типа для детей младшего возраста.

2. Разработка и внедрение методологии эксплуатации Комплексов «Доступный фитнес» с установкой стендов с наглядными инструкциями использования тренажеров, распространение печатных пособий по рекомендуемым упражнениям и нагрузкам по всем возрастным группам (дети младшего возраста (от 1 до 6 лет), дети дошкольного и школьного возраста (от 6 до 14 лет), молодежь (от 14 до 30 лет), граждане среднего возраста (от 30 до 55 лет), граждане предпенсионного и пенсионного возраста (от 55 лет), инвалиды всех групп, в т.ч. дети инвалиды, и граждане с ограничениями по медицинским показателям), а также интеграция Комплексов «Доступный фитнес» в Проект «Фитнес выходного дня», с привлечением фитнес-инструкторов из прилегающих фитнес-клубов для проведения теоретических и практических занятий на Комплексах «Доступный фитнес» с желающими жителями всех возрастных групп.

3. Проведение мониторинга и социологических исследований на предмет определения мест оптимального расположения Комплексов «Доступный фитнес» с подготовкой рекомендаций для органов исполнительной власти субъекта РФ и опрос жителей на предмет строительства опытного образца Комплекса «Доступный фитнес».

4. Формирование востребованности жителями Комплексов «Доступный фитнес» для регулярных занятий физической культурой, фитнесом и активного отдыха будет производиться в рамках программного действия «Популяризация регулярных занятий физической культурой, массовым спортом и фитнесом в качестве альтернативного образа жизни человека, его социальной и физической активности, продолжительности и качества его жизни» Федеральной программы «Фитнес и здоровье нации», а также в рамках программного проекта «Фитнес выходного дня».

В рамках программного проекта «Доступный фитнес» осуществляется строительство опытного образца Комплекса «Доступный фитнес».

Дальнейшее строительство будет осуществляться методом тиражирования, по заявкам региональных и муниципальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сектор позиционирования
Фонд антикризисных проектов
office@fundap.ru