Что происходит на рынке хостелов?

24 Февраля 2014
Рынок хостелов в Новосибирске в последнее время переживает бурный этап в своем развитии. Несмотря на негативную конъюнктуру экономики и то, что уже сейчас на рынке присутствует более 18 участников, сами его участники уверены, что до насыщения еще далеко. Пока одни местные игроки проводят активную общероссийскую экспансию, собственники других хостелов рассматривают возможность продажи бизнеса и ухода с рынка. Еще одним фактором изменения расстановки сил, как стало известно «КС», должен стать грядущий выход в Сибирь федеральных операторов.

На текущий момент рынок хостелов отличают достаточно низкие барьеры входа как по размеру необходимых инвестиций, так и по отсутствию необходимости лицензирования такого вида деятельности и получения многочисленных разрешений. Именно этот фактор способствует тому, что на рынок очень активно выходят самые разные участники. Пока одни из них активно борются за место под солнцем, многие другие стремятся не закрепиться на рынке и стать одним из крупных игроков, а просто вложить деньги. Отчасти именно из-за этого, по словам новосибирских хостельеров, рынок пока еще нельзя назвать зрелым, и процесс естественного оздоровления ему только предстоит.

На текущий момент рынок хостелов Новосибирска согласно данным справочника «2ГИС», представлен 18 игроками. Большинство из них делает упор на хостелах квартирного типа. Это самый простой, удобный и низкозатратный способ с точки зрения вложений, поскольку в таких случаях речь, как правило, может идти о сумме менее 1 млн руб. Однако определенные ограничения по площади, возможные проблемы с размещением идентификации (вывески, указатели), а также потенциальные конфликты с соседями приводят к тому, что на рынке стало появляться все больше хостелов (площадью более 250 кв. м), размещенных в административных помещениях. Тренд, заложенный молодыми амбициозными игроками, подхватил и «старожил рынка» — «Достоевский». Его собственники не так давно приняли решение о закрытии двух текущих квартирных хостелов и запуске в начале 2014 года одного большого по площади проекта в административном помещении в центре Новосибирска. В итоге новый формат стал живой альтернативой квартирным площадкам. Такого рода хостелы обходятся в сумму, превышающую 2 млн рублей, но зато дают большую диверсификацию по доходам — собственники могут зарабатывать на них не только благодаря постояльцам, но и за счет эффективного использования имеющейся площади — проведения мастер-классов, обучающих семинаров, корпоративов. Прогнозируется, что в дальнейшем доля таких многофункциональных хостелов будет расти, а доля квартирных снижаться, но все равно будет оставаться значительной.

«Федерализация»

Как стало известно «КС», уже в 2014 году в города Сибири по схеме франчайзинга планируют выйти федеральные игроки. Во-первых, это известная московская сеть Bear Hostels, которая уже ведет переговоры с местными игроками. Основатель и глава сети Даниил Мишин в интервью «КС» заверил, что Bear Hostels точно зайдет в Новосибирск в 2014 году. В финансовых возможностях компании можно не сомневаться, учитывая, что одним из инвесторов московской сети выступает крупный холдинг «Г.М.Р. Планета гостеприимства», который в том числе владеет ресторанами Sbarro, «Елки-Палки», «Восточный Базар».

Во-вторых, в города Сибири должна выйти федеральная сеть хостелов «Бизнес Молодости», соучредителями которой являются Екатерина Виноградова и Дарья Рахимова. Информацию об этом «КС» сообщили в самой компании.

По данным сети «Бизнес Молодости», в 2014 году ожидается запуск хостелов в Новосибирске, Омске, Томске, Барнауле, Новокузнецке и Иркутске. От региональных партнеров сеть требует наличие свободной площадки от 200 кв. м по договору долгосрочной аренды (не менее трех лет) или в собственности, наличие в помещении не менее двух санузлов. На текущий момент сеть хостелов «Бизнес Молодости» уже заключила франчайзинговый договор с партнерами в Красноярске.

Опрошенные «КС» участники рынка считают, что «Бизнес Молодости» сможет заинтересовать местных игроков, но не сходятся в том, кого именно может привлечь партнерская программа. «Думаю, такое предложение заинтересует крупных игроков. В сети есть своя привлекательность как для хостельера, так и для потребителя. Для владельца — больший и стабильный материальный рост, работа под разными брендами, а для гостей — более высокий уровень сервиса за меньшие деньги. Однако насколько будет одинаково высок уровень обслуживания и сервиса в регионах, вопрос открытый и неконтролируемый», — считает учредитель новосибирских хостелов «Творческий», «Пионер», «Друзья» Илья Иохимович.

Другой точки зрения придерживается управляющая новосибирского хостела «Цоколь» Елена Гертье. «На данный момент в Новосибирске существует более 20 хостелов, которые работают совершенно по-разному. Кто-то функционирует достаточно эффективно, повышая свою узнаваемость и трафик, проходящий через них, а кто-то работает до точки безубыточности либо в минус. И вот таким игрокам, возможно, было бы интересно стать участником франшизы «БМ», тем самым получив имя более или менее узнаваемое, принадлежность к сети и, возможно, поток гостей из Центральной России, с Урала, которые не любят неожиданности и хотят получать одинаковый сервис, независимо от того, в какую географическую точку они приехали», — считает Елена Гертье.

Она отмечает, что, как правило, путешественники, выбирая хостел, руководствуются тремя критериями: месторасположение, рейтинг хостела по отзывам на специализированных ресурсах и цена. Действующие игроки Новосибирска, если они обладают этими конкурентными преимуществами, на ее взгляд, не будут заинтересованы в работе по франшизе «БМ». «По сути, франшиза — это предоставление готовой технологии открытия хостела за определенную плату. А если ты уже сделал это сам, и твой способ доказал свою эффективность, то зачем тебе начинать все с начала, но другим способом? С другой стороны, если бизнес в том виде, в каком он есть, не приносит прибыли, то при покупке собственником действующего хостела франшизы руководство «БМ» не получит гарантии, что и по их технологиям такой хостел будет эффективно управляться. Ведь иногда дело не в технологии, а в человеческом факторе», — поясняет собеседница «КС».

Местные силы

Отдавать «федералам» Сибирь не собираются и местные участники рынка. Так, на текущий момент самым крупным игроком является местная сеть хостелов «Достоевский», учредителями которой являются выпускники ЭФ НГУ Марина Никифорова и Евгений Гришаков. Первый хостел компании открылся в декабре 2010 года, а уже в мае 2013 года в центре Новосибирска появился второй. Как и федеральные конкуренты, «Достоевский» очень активно развивается по всей России по схеме франчайзинга.

На текущий момент, кроме Новосибирска, «Достоевский» представлен в Челябинске, Барнауле, Красноярске а также в Санкт-Петербурге. Как ранее писал «КС» , в течение 3–4 месяцев под брендом «Достоевский» будут запущены хостелы в Омске, Кирове, Ижевске, Есентуках, Березняках, Уфе. Как поясняет соучредитель «Достоевского» Евгений Гришаков, в планах компании — довести количество городов присутствия до 50 и охватить самые крупные города России. Такие темпы должны позволить «Достоевскому» стать одной из самых крупных федеральных сетей России. Сейчас новосибирскую сеть можно считать прямым конкурентом хостелов «Бизнес Молодости» и сети Bear Hostels.

Сами федеральные игроки пока ревностно относятся к конкуренту из Сибири. Так, в самой сети хостелов «Бизнес Молодости» в отношении активного развития «Достоевского» отметили, что «позиции других компаний можно оценивать по прошествии некоторого времени, глядя на их существующие финансовые показатели, а не предполагаемые намерения».

На продажу

Впрочем, не все игроки рынка берут курс на расширение. Так, новосибирская гостиничная сеть Fine o’clock, включающая в себя мини-отель в Академгородке и хостел в центре города, в начале года была выставлена на продажу. Соответствующая информация была размещена на одном из порталов по реализации готовых бизнесов. За хостел в центре города его собственники просят 4,5 млн рублей, а цена мини-гостиницы в Академгородке составляет 3,2 млн рублей. Расположенный в центре хостел имеет два уровня, площадь более 300 кв. метров. Как сообщается, оба помещения оборудованы пожарной, охранной сигнализацией, в них установлены интеллектуальная система вентиляции и система видеонаблюдения с возможностью онлайн-просмотра через Интернет. Сами помещения оформлены в долгосрочную аренду на 5 и 15 лет соответственно. Бизнес позиционируется как «очень перспективный, долгосрочный, стабильный».

Участники рынка, впрочем, не уверены в такой оценке перспектив. «Не думаю, что речь идет о продаже ликвидного бизнеса. Те, у кого он «пошел», на добровольных началах не выставят его на реализацию», — уверен Илья Иохимович.

В свою очередь стоимость, за которую Fine o’clock выставлен на продажу, эксперты считают завышенной. «За такие деньги гораздо проще и эффективнее открыть хостел своими усилиями, взять в аренду площадку и закупить мебель, а оставшиеся средства направить на привлечение клиентов», — уверен Евгений Гришаков. Также участники рынка обращают внимание на имевшую место текучку персонала в компании и на не столь однозначно успешный опыт реализации тех или иных маркетинговых активностей. А у главы хостела «Оазис» Антона Капишникова вызывают сомнение источники получения начальных вложений на открытие хостелов его собственниками.

По данным участников рынка, ранее возможность продажи бизнеса рассматривал и собственник новосибирского Hostel43 Илья Ровбель. Стоит отметить, что упомянутый хостел является одним из самых больших по площади в городе.

Можно ли считать это трендом или все дело в конкретных компаниях, участники рынка на текущий момент судить не берутся. По их мнению, о насыщении пока говорить преждевременно. По словам Ильи Иохимовича, для Новосибирска будут создавать конкуренцию 100 хостелов, а будет ли их 15 или 45, значения не имеет.
Александр Месаркишвили
Континент Сибирь