Красота спорта

20 Декабря 2011
В последнее время в области спорта все более заметно внимание к «эстетике движения». Это не означает, что спортивное состязание как таковое начинает цениться ниже. Нет, предполагается, что в спорте все большее значение будет придаваться ценностям, связанным с понятием прекрасного. Стремление к превосходству в спорте и красота спорта неразрывны, независимо от того, кто побеждает.
Примерно десять лет назад ученые, преподаватели физического воспитания и тренеры начали изучать эстетику спорта, хотя роль эстетических компонентов движения подчеркивалась и ранее. Пьер де Кубертен, основатель современного олимпийского движения, написал «Оду спорту», первая строка которой гласит:
«О, спорт, ты — Красота!» Такой взгляд ставит спорт на один уровень с величайшими ценностями человека, ибо независимо от принадлежности к той или иной культуре все мы преклоняемся перед красотой.
Изучение красоты спорта должно основываться на данных целого ряда научных дисциплин: антропологии, психологии, истории, социологии и прочих. Поскольку спорт—явление общественное, именно общественные науки могут быть наиболее подходящим источником для междисциплинарного исследования. Здесь мы подошли к основной трудности, с которой была связана подготовка этой книги. Вряд ли найдется человек, достаточно образованный во всех областях знания, связанных с исследованием красоты спорта. Самое большее, на что можно претендовать,— это определение основных направлений исследования, с ударением скорее на постановке вопросов, чем на ответах на них.
Если принять как основополагающее утверждение, что спорт — форма искусства, а спортсмен — художник, спорт следует рассмотреть в эстетическом контексте. В таком
случае возникает вопрос, что может объяснить красоту спорта: 1) собственное кинетическое ощущение спортсмена, ощущение им в самом себе (ego) координации движений, мастерства, успеха или же 2) визуальное наблюдение того же другой личностью (alter)? Собственное ощущение «движения как прекрасного» можно на¬звать субъективной эстетикой, а восприятие со стороны красоты спорта—объективной эстетикой. Разница между ними значительна, так как мало вероятно, чтобы человек мог одновременно испытывать то и другое.
Субъективная эстетика спорта тесно связана с тем, что скульптор Роберт Тэйт Маккензи назвал «наслаждение усилием». Наслаждение усилием может прийти в момент наивысшего напряжения, когда в стрессовой спортивной ситуации личность сознательно действует на пределе своих сил для достижения максимального результата. Это ощущение возникает спонтанно. Оно может проявиться в изнеможении после окончания соревнования, чем бы то ни завершилось для спортсмена — победой или поражением. Наслаждение усилием доступно всем — чемпионам и не чемпионам, профессионалам и любителям, если только они стремятся в спорте к совершенству.
Итак, может ли красота спорта быть предметом научного изучения? Ответ на этот вопрос в конечном счете зависит от того, существуют ли у красоты спорта свои законы. Если признавать взаимосвязь спорта с искусством, то возникает необходимость более детального исследования данной связи. Один из основных аспектов исследования связан с тем, как спорт изображается в различных видах искусства, будь то живопись, скульптура, художественная керамика или любой другой. В связи с этим ставятся традиционные вопросы стиля, формы, линии, цвета, фактуры и им подобные, а также правдивости изображения спорта в произведениях искусства. Многие разделы заключительных глав показывают, что обсуждение темы все еще ведется (вокруг постановки вопросов и трудно дать даже точное определение круга проблем.
Критерии эстетики, применимые к одному из видов спорта, могут иметь весьма отдаленное отношение к другому. С иной стороны, например, скорость и точность на первый взгляд не имеют отношения к эстетическим критериям. Но любители самолетного или автомобильного спорта придерживаются иного мнения. В этой связи стоит прислушаться к словам Эрнста Иокля (в «Хрестоматии по эстетике спорта» Уайтинга и Мастерсона, 1974):
При изучении спорта мы сталкиваемся с соотношением научного, аналитического, и художественно- символического подходов. Оба метода продуктивны. Научно-аналитический метод дает фактический материал, осмысление которого помогает получить данные более высокого порядка, чем изначально использованные. Художественно-символический подход проливает свет на значение ценностей и ощущения, которые не поддаются измерениям.
Приступая к рассмотрению красоты спорта, мы чувствуем некоторую растерянность. Что может дать исследование? Каким образом воспринимается прекрасное в спорте? Все понимают, что имеется в виду, когда мы, наблюдая спортивное состязание, восклицаем: «Как красиво!» Это восклицание понятно и самим спортсменам. Но как передать свой эстетический опыт другим?..
И все-таки правы те преподаватели физического воспитания, которые считают, что курс эстетики спорта необходим. Его программа должна строиться на анализе спортивных фильмов, обсуждении произведений живописи, скульптуры, посвященных спорту, работ спортивных фотожурналистов. Во время занятий должны изучаться научные труды по различным дисциплинам, связанным со спортом. Студентов следует поощрять к созданию художественных работ на спортивном материале. Не следует забывать о том, что и студент может многому научить преподавателя. В конечном счете каждый сможет увидеть спорт в новом свете, полнее понять и оценить его красоту.
Авангард
Спорткомплекс Авангард
Украина, город Киев,улица Мельникова, д. 48 время работы: ежедн. 6:00-24:00 Спортивные школы +38 (44) 483-24-97 +38 (44) 483-34-88
avangardsport@ukr.net
Спорткомплекс