Бизнес на творческой инфраструктуре

14 Июля 2014
Еще недавно слово «лофт» было чуждым для СФО. Под этим термином чаще всего понимают арт-пространство, образовавшееся посредством переоборудования фабрики, завода или любого другого промышленного предприятия. До недавнего времени лофты можно было встретить по сути лишь в Москве и Санкт-Петербурге, где они быстро сникали популярность и стали модным местом встречи креативного класса, однако в этом году в Новосибирске был запущен первый местный лофт под брендом «ТРАVА». Он расположился в помещениях бывшей шоколадной фабрики «Кондитер» на улице Фрунзе. О том, созрел ли новосибирский рынок для таких проектов, как коммерциализировать творческий сегмент, и как лофт может стать платформой для развития креативного класса, в интервью корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказала основатель лофта «ТРАVА» АЛЕКСАНДРА ШАТОХИНА.

─ Можно сказать, что идея открытия лофта в Новосибирске уже давно незримо витала в воздухе, о ней немало говорили, однако никто в силу тех или иных причин так и не решался приступить к реализации такого амбициозного проекта. Как вам пришла идея открыть лофт, и как вы прошли путь от зарождения этой идеи до ее реализации?

─ Я училась в Санкт-Петербурге, проводила много времени в такого рода пространствах, которые использовались и для самых разных целей – от проведения лекций до просмотра фильмов. Это новый мир, и меня на тот момент все это очень впечатлило. В абсолютно комфортной атмосфере там можно было изучать современное искусство без каких-либо ограничивающих рамок в отличие, например, от оперного театра или картинной галереи. В лофтах существует поток свободы, и поэтому мне очень хотелось реализовать что-то подобное в Новосибирске.

─ Выбирая площадку для лофта, вы рассматривали целую серию возможных вариантов, или такой вопрос не стоял, и изначально речь шла именно о помещении завода «Кондитер», так как у вас были возможности по аренде именно этой площадки?

─ Мы рассматривали самые разные варианты, хотелось сделать масштабный и интересный проект. С другой стороны, мы задавались вопросом, насколько Новосибирск вообще созрел для заведений такого формата, и пойдет ли туда народ. В той же Москве творческий сегмент значительно более развит, в нем вращается больше денег, из чего вытекает готовность брать в аренду привлекательные площадки. Совсем иначе ситуация обстоит в Новосибирске, где творческий сегмент находится в зачаточном состоянии. Исходя из этого, нашей стратегической целью было создание лофта с низкой арендной ставкой, которую бы «осилили» местные компании.

Сам поиск площаки занял много времени. И когда мы нашли шоколадную фабрику «Кондитер», то собственники ее помещений пошли нам навстречу, их заинтересовал наш проект, и они предложили интересные условия.

─ До вас эти площади находились в заброшенном состоянии, или были заняты другим арендатором?

─ До нас на этой площадке ничего не было, однако сказать, что там все было заброшено, тоже нельзя. В помещениях хранилось оборудование, в частности для сварочного цеха. Оно находилось под присмотром собственников, но с момента закрытия фабрики на площадке ничего не происходило. Иной раз у меня складывалось ощущение, что в свое время сотрудники «Кондитера» просто вдруг собрались, все бросили и ушли, навсегда покинув завод. Особенно такое впечатление сложилось после посещения 3 этажа. А вот второй этаж был полностью очищен и использовался под разные мероприятия. Когда-то давно мне даже предлагали проводить там свою выставку, но тогда это почему-то не получилось.

─ Долго ли вы приводили площадку к текущему состоянию?

─ В целом около 4 месяцев. Безусловно, кое-что приходилось переделывать из-за нашей неопытности. В основном много сил занял 2 этаж, а вот сами стены мы возвели достаточно быстро - за 2 недели. Что касается внутреннего наполнения, то оно постоянно находится в процессе естественных изменений.

─ Многих из тех, кто рассматривал возможность открытия лофта, останавливал барьер, связанный с большим объемом необходимых вложений и длинными сроками окупаемости. Поэтому в таких условиях значительно проще было открыть, к примеру, еще один хостел, анти-кафе или коворкинг. Каким образом в вашем случае происходило финансирование такого амбициозного проекта? Это «старт-ап», созданный сугубо на собственные средства, вам удалось найти инвесторов или договориться с банками от открытии необходимой кредитной линии?

─ В нашем случае это не такой амбициозный проект, поскольку все делается постепенно. Находятся люди, которые интересуются лофтом, открывают здесь свои проекты, реализуя свои мечты, как например, книжный магазин, или расположенная рядом кофейная станция, где можно купить напитки на вынос. Она открылась совсем недавно, - 12 июля. Таким образом, пространство лофта обживается постепенно, а не одномоментно. Я бы сказала, что лофт притягивает тех, кто нужен ему в данное время. Что касается источника инвестиций, то можно сказать, что это собственные средства.

─ Учитывая, что вы бывали в разных точках земного шара, ориентировались ли вы при работе над «Травой» на другие лофты, - российские или зарубежные, или же вы все делали с чистого листа, базируясь на своем понимании того, как это должно быть?

─ Каждый лофт уникален из-за площадки, на которой он базируется. Приведу пример. В марте нас пригласил к себе московский завод Artplay на общероссийскую конференцию по обмену опытом в сфере лофтов, куда съехались представители со всех уголков нашей страны. Среди них были и те, кто вообще запускал проект, не имея на это денег. То есть человек взял пустующий завод, привлек средства людей или благотворительные средства и открыл лофт. Меня тронула история, когда в одном из городов России был открыт лофт с активным участием ребят из детдома, причем абсолютно без денег. О нем узнало много людей, которые принесли туда свои деньги, и все проекты, которые там реализуются, носят благотворительный характер.

Поэтому существуют разные модели функционирования лофта, и все зависит из места. У нас тоже есть своя специфика, ведь мы не полностью заниманием фабрику, а лишь ее часть. Поэтому целесообразнее всего был такой вот «андреграунд» – оставить все, как есть, но немного зонировать, добавить элементы инфраструктуры, необходимые для нормальной жизнедеятельности – электричество, тепло, и.т.д. Поэтому какого-то определенного ориентира при открытии лофта у нас не было. Но многие сравнивают нас с питерскими «Этажами», так как в их случае речь также идет о пищевом производстве вплоть до использования той же плитки на стенах.

─ Но в тех же «Этажах» люди могут и жить благодаря наличию там хостела Location, а это уже немного другая ниша. У вас не было желания создать в «Траве» именно жилой лофт либо своими силами, либо привлекая для этого партнеров?

─ У нас были такие мысли, но для того, чтобы это реализовать своими силами, требуются огромные инвестиции. Если говорить о привлечении сторонних компаний, то к нам обращались такие игроки рынка, просчитывали, но приходили к тому, что реализовать это сложновато. В основном сложности существуют с подводом воды, не говоря уже о том, что должен быть проведен более основательный ремонт. Но возможно в будущем у нас будет реализован такой проект.

─ Рассматривали ли вы возможность финансирования лофта через дотации от тех, кто был бы готов внести свой вклад в этот проект?

─ Мы будем рады, если кто-то изъявит такое желание, но мы пока напрямую это не анонсировали. Мы практикуем привлечение инвесторов для конкретных мероприятий в лофте. Возможно, какие-то благотворительные проекты будут одобрены. По этим вопросам мы только начинаем сотрудничать с мэрией Новосибирска и участвовать в тендерах.

─ Участие в тендерах нужно, чтобы лофт использовался для проведения значимых мероприятий в масштабе города?

─ Да, мы хотим, чтобы в «Траве» проводились значимые мероприятия, но у нас пока ограничена площадка. Однако у нас есть хорошие образовательные программы, у нас работают отличные преподаватели живописи, искусства. Нам бы хотелось поработать с ребятами из детдома. Но требуется финансирование, чтобы элементарно платить людям зарплату, закупать материалы, и.т.д. Это стоит не так дорого, и думаю, это мог бы быть интересный проект для нашего города

─ Насколько большая команда вовлечена в проект лофта? Учитывая, что это творческая инфраструктура, то можно условно говорить о некоей управляющей компании, которая работает с арендаторами. И это не говоря уже о продвижении. Кто всем этим занимается сейчас?

─ Вы правильно привели аналогию с управляющей компанией. Здесь действительно территория полной свободы, и то, как здесь все работает, неподвластно ни моему пониманию, ни пониманию членов команды. Если человек что-то хочет реализовать, он просто приходит и делает. Ту же ночь музеев мы подготовили именно так – организовались под одной крышей, сделали, кто что мог. В этом проекте было задействовано порядка 6 человек. Сложно собрать творческих людей, иногда теряется надежда, но потом приходит время и нужный настрой, мы собираемся и все делаем. Вся ответственная часть лежит целиком на мне.

─ Лофт для вас – это прежде всего проект для души, самореализации, творчества, воплощение мечты, или же сугубо бизнес, - инвестпроект, приносящий деньги и нацеленный на определенные сроки окупаемости?

─ Для меня и то, и то. Два в одном.

─ Понятно, что в регионах нельзя пока говорить о сформировавшемся рынке лофтов, так как в СФО только-только появляются первые проекты такого рода. Однако недавно в Новосибирск приезжал владелец московского лофта Flacon Николай Матушевский, который предлагал несколько вариантов франшизы на свой проект. Исходя из этого, можно сделать вывод, что москвичи уже считают местный рынок созревшим для такого рода форматов. Разделяете ли вы такую точку зрения? И на ваш взгляд, могла бы на сегодняшний день кого-либо в Новосибирске заинтересовать франшиза Flacon?

─ Мне сложно об этом судить, но думаю, что нет. Я видела, как это работает в Москве. Есть обоснованные сомнения в готовности рынка, так как мы все равно так или иначе говорим об искусстве, а оно пока находится не в самом удачном положении.

Что касается Flacon, то я с уважением отношусь к этому проекту. Николай целеустремленный человек, создавший по сути один из первых лофтов в России.

─ В Новосибирске есть еще один проект лофта – «Мельница», который уже тоже постепенно все больше заявляет о себе. Для вас это прямой конкурент, или партнер, с которым вы вместе будете формировать рынок? Или вы вообще находитесь в разных нишах?

─ Можно говорить о том, что мы находимся в разных нишах. Каждый лофт своеобразен и неповторим с точки зрения управления недвижимостью. Непосредственно в случае презентации лофта Flacon мы выступили партнерами «Мельницы» и вместе с ними представили этот проект. Однако «Мельница» пока не открылась, поэтому рано и сложно судить об этом проекте. Так что не могу комментировать этот вопрос.

─ Какая у вас сейчас ситуация с наполняемостью? Появилось лишь несколько арендаторов, или наоборот, у вас очередь из желающих зайти на площадку? На каких условиях заходят компании, в частности, как распределяются работы по ремонту?

─ На текущий момент у нас 12 резидентов. Первые полгода мы работали только на втором этаже. В марте мы начали осваивать еще один этаж, там есть свободные площади. Поэтому мы достраиваем очередь, потом сдаем ее, и так постоянно. Также летом освободилось два пространства на уже готовом этаже. Безусловно, есть свободные площади, но они задействованы, так как в городе наблюдается спрос на разовые мероприятия - спектакли, репетиции, дни рождения, конференции. В частности два пустых помещения на втором этаже у нас часто занимают под небольшие мероприятия.

Если говорить о распределении ремонтных работ, то второй этаж мы делали своими силами, а вот в случае с третьим ведем переговоры с арендаторами о том, чтобы они взяли часть ремонта на себя.

─ Говоря про арендаторов, среди какой категории организаций лофт больше всего востребован?

─ На текущий момент наиболее востребовано танцевальное направление. Причем это произошло совсем недавно.

─ Есть ли в «Траве» такие арендаторы, которых вы бы очень хотели видеть на своей площадке, и есть ли те, которых вы не поселите никогда, так как они нарушают концепцию вашего лофта? Или же пока такой вопрос не возникал?

─ C самого начала, когда я предлагала площади, я не знала, как описать потенциальным арендаторам, что это такое. Когда я описывала пространство термином лофт, то вообще не было никакой реакции. Потом, когда мы написали, что предлагаем площадку для творческих специальностей, причем было расписано, что ждем фотографов, скульпторов, театры, танцевальные и модельные агентства, то нас уже стали понимать. Мы сразу придерживались только творческих направлений, а также допускали различные инновационные проекты, например работу в соцсетях. Вначале мы вообще хотели сделать 3-ий этаж под девизом aknowledge, но по факту он получился другим за счет наличия театра и танцевальной студии. Формирует приток людей и открывшаяся у нас кальянная. Очень хочется задействовать образовательный сегмент, но пока таких запросов не поступает. В целом можно сказать, что мы действуем как лофт Artplay, который делит свои площади на коммерческие, которые сдаются по определенной ставке, образовательные и выставочные пространства.

─ Насколько интенсивно сейчас используется площадка для мероприятий?

─ Начиная с открытия, прошло уже много мероприятий. В «траве» проходила и ночь музеев, и день защиты детей, и серия модных показов, и выставки фотографов, а также художников. У нас справляют дни рождения и проводят различные мастер-классы, интересные лекции. Также в лофте располагается театр Олега Жуковского, который проводит спектакли. При этом, с одной стороны эти события проходят на коммерческой основе, а с другой привлекают много новых людей, что очень хорошо для лофта.

─ Изначально факт открытия лофта оставался неизвестным для большей части населения города. Но постепенно о площадке узнает все больше людей. Можно ли говорить о всплеске интереса к проекту?

─ Да, мы наблюдаем всплеск интереса за последние полгода. Я не могу сказать, что к нам пошли толпы арендаторов, но ежедневно поступают предложения о самом разноплановом сотрудничестве, совместном участии в мероприятиях, в том числе общегородских, и чем дальше, тем таких вариантов больше. Если сначала мы были рады любому вниманию к нам, то теперь можем выбирать.

─ Каковы ваши дальнейшие планы по развитию проекта? Будете ли еще дальше расширять площадь?

─ На текущем этапе мы останавливаемся на втором этаже. Таким образом, у нас будет 2000 квадратных метров, и это достаточно. Возможности для расширения у нас есть, будем смотреть по запросам, но пока планы такие.

─ Как вы видите свою будущую роль в этом проекте? Вы видите «Траву» как организатора некой креативной инфраструктуры, платформы, которая позволяет развивать творчество, образование, и.т.д. и функционирует уже сама по себе? Или вы сами в будущем планируете оставаться активным участником освоения этого пространства, своими силами все подтягивать?

─ И то, и другое. И как организатор, и как участник. На этой площадке сразу создалась творческая синергия, и это очень удобно. Как владелец студии я в свое время искала нечто подобное. Иначе получается, что ты сидишь в бизнес-центре, занимаешься творчеством, и все ходят на тебя смотреть, как на диковинку, поскольку никого подобного тебе в этом БЦ нет. Поэтому я вижу лофт прежде всего как удачную платформу для объединения творческих людей.
Александр Месаркишвили
Континент Сибирь
Интервью с лофтом Трава