Кризисные явления на рынке автоперевозок и как с ними бороться

2 Марта 2023
В настоящее время мы столкнулись с очередным экономическим кризисом,
санкционными ограничениями, последствиями пандемии, что повлекло за
собой уход международных компаний с российского рынка, приостановку
деятельности ряда предприятий, заморозку многих проектов, ощутимое
увеличение затрат из-за повышения цен на топливо, зап. части и прочее.
Также в очередной раз актуализировался вопрос импортозамещения у
многих предприятий, особенно производственных.
Мы столкнулись с рядом проблем в сегменте автомобильных грузоперевозок.
Для того, чтобы эта отрасль могла развиваться, необходимо:
- урегулировать ставки на перевозки;
- уделить внимание проработке и поиску альтернативных маршрутов;
-наладить техническое обслуживание и ремонт тягачей зарубежного
производства.
Мы выделяем данные тезисы, так как в условиях сильной нагрузки на
транспортную инфраструктуру и тотальной замены европейских
поставщиков на китайских в разных отраслях возникают серьёзные
проблемы со сроками доставки и, как следствие, необходимость поиска
альтернативных маршрутов.
Возьмем, к примеру, средние сроки доставки из Китая в Россию. По нашим
расчетам, к концу 2022 года срок доставки может увеличиться и вернуться к
уровню конца прошлого года – до 45-65 дней.
Если говорить о объемах автомобильных грузоперевозок, то они сильно
сократились в северо-западном направлении. Произошла переориентация
логистики на Дальний Восток и Азию, причем эта тенденция со второго
полугодия 2022 года усиливается, нагрузка сильно выросла и превысила
пропускную способность данного направления.
Часть грузопотока ушла на южное направление, что повлекло за собой
развитие паромного сообщения с Турцией.
В 2022 году мы проследили тенденцию к увеличению стоимости перевозки с
Дальнего востока в ЦФО (Москва, СПб и т.д.. Так, стоимость доставки из
Забайкальского края выросла на 92%, из Приморского края – на 65%, из
Хабаровского края – на 58%, из Амурской области – на 47%.
Стоит отметить, что на рынке автомобильных грузоперевозок сильно
сказался уход из России крупных иностранных игроков.
Некоторым крупным перевозчикам эти обстоятельства позволили увеличить
штат и объемы оказываемых услуг, открыть новые подразделения, а также расширить сеть своих представительств. Но если говорить про малый и
средний бизнес, то их это привело к снижению объемов, сокращению штата,
а некоторые компании – и к банкротству.
Поскольку логистическая отрасль не до конца подстроилась под новые
реалии, по-прежнему наблюдаются сбои в цепочках поставок, которые
приводят к скоплению грузов в узловых точках – на отгрузочных
терминалах, государственных границах или транзитных складах.
Адаптируясь к сложившимся условиям, ряд компаний диверсифицируют
свою деятельность. Так наша компания направила усилия на поиск новых
партнёров и альтернативных маршрутов, в том числе водными видами
транспорта, так как, помимо автопарка, мы оперируем также собственным
флотом.
Сейчас очень важно правильно отстроить деятельность компании в
соответствии с изменившимися рыночными условиями рынка. Для снижения
рисков и эффективного решения проблем, с которыми сталкивается отрасль,
необходимо:
- уделять особое внимание наращиванию собственных компетенций по
ремонту и обслуживанию машин и механизмов;
- планировать закупки и транспортировку товаров заранее;
- диверсифицировать маршруты доставки, иметь несколько просчитанных
альтернативных вариантов.
На наш взгляд, повлиять на доступность логистических услуг в лучшую
сторону может только продуманная экономическая политика поддержки
бизнеса в России, особенно малого и среднего, снижение налогового
бремени, и, конечно же, государственная поддержка.
Beluga Projects Logistic
Beluga Projects Logistic
+7 (495) 926-16-43