Какие узлы автомобиля страдают от морозов

22 Декабря 2021
В зимние морозные месяцы года любой автомобиль подвержен совсем иным нагрузкам, нежели летом. Сегодня специалисты компании «Авангард Авто» разберут — какие узлы и запчасти наиболее подвержены воздействию холодов.

Современные авто «нашпигованы» умной электроникой: датчики отслеживают температуру, готовят и подают топливную смесь, обещая запуск мотора хоть в -20 °C, хоть в -50 °C. Технические жидкости защищены от замерзания. Автопроизводители совершенствуют материалы, обещают стойкость и надежность компонентов в любых условиях, в том числе при низких температурах.

Но не стоит обольщаться. Технологии, которые призваны облегчить эксплуатацию машины в мороз, не защитят ее от внешних условий. И в холода многие системы и узлы переносят экстремальную нагрузку, и разрушаются вдвое быстрее.

Система охлаждения

До 80-х годов прошлого века моторы автомобилей охлаждались водой, которую сливали перед ночной стоянкой в морозы, чтобы она не замерзала в шлангах и радиаторе. С появлением антифризов, жидкостей на основе технических спиртов с комплектом присадок, эксплуатировать машины в холод стало проще.

Антифриз замерзает при -80 °C, но так как его разбавляют дистиллированной водой (1 к 1), эта температура замерзания уже -40 °C. А до полного замерзания ОЖ должна еще нормально циркулировать по системе, и вот этот показатель - на уровне -30 °C.

И это с условием того, что антифриз качественный, потому что сомнительная охлаждающая жидкость способна превратиться в желе уже при -15-20 градусах снаружи и просто плавать в бачке, с трудом проходя по трубкам и каналам.

В результате каждый запуск мотора в сильный мороз и с сомнительным антифризом оборачивается риском того, что система охлаждения выйдет из строя, ОЖ загустеет, перестанет нормально циркулировать и мотор перегреется.

Что делать:

·после покупки машины с пробегом проверять состояние системы охлаждения, полностью менять антифриз, в идеале - с промывкой системы;

·регулярно проверять состояние антифриза в расширительном бачке - жидкость должна плескаться. Если начинает густеть - сразу менять;

·для регионов с сильными морозами смесь ОЖ с водой готовить не в пропорции 1:1, а увеличивая дозу антифриза.

Смазочная система и двигатель

Каждый запуск двигателя на холодную существенно снижает его ресурс, и это не зависит от технического оснащения конкретного ДВС.

Масло вне зависимости от его свойств и степени вязкости, густеет, хуже прокачивается по смазочной системе: первые 30-40 секунд после запуска мотора

отдельные элементы испытывают масляное голодание, трущиеся детали работают на сухую.

В мороз геометрия металлических элементов двигателя меняется, зазоры увеличиваются. Через эти зазоры часть несгоревшего топлива попадает в масло, вызывая эффект, схожий с масляным голоданием.

В результате после каждого холодного пуска нормальная работа смазочной системы двигателя нарушается, его компоненты быстро изнашиваются, в отдельных случаях могут даже образоваться задиры в цилиндрах.

Что делать:

·перед наступлением холодов менять масло на силиконовое с вязкостью 5W или 10W - такое не будет загустевать до -25 - 30 °C;

·для дизельных и старых моторов - подумать об утеплении моторного отсека, предпусковых подогревателях, системе автозапуска ДВС;

·перед запуском двигателя на машине с МКП выжать педаль сцепления, чтобы не вынуждать стартер прокручивать вместе с коленвалом еще и шестерни коробки в загустевшем масле;

·после запуска мотора греть двигатель 5-10 минут перед поездкой, чтобы масло снова стало текучим, и затем выводить ДВС на рабочую температуру уже в движении, в спокойном плавном режиме хода.

АКП, вариатор, «робот»

Трансмиссионное масло на морозе загустевает в любой коробке, даже в неубиваемой «механике», но для автоматических КП замерзание и масла хуже вдвойне.

Если холодный пуск мотора приравнивается к 100-150 км пробега по износу деталей, то в случае с АКП десяток километров дороги в мороз эквивалентны паре тысяч пройденных километров.

Повышенная нагрузка и загустевшее масло - причины, по которым сальники, резиновые и пластиковые детали в коробке повреждаются и трескаются, а пакет фрикционов перегревается, что приближает смерть АКП. Добавим к этому езду по снегу, буксование и заносы - и вот ресурс коробки в условиях холодной зимы снижается уже в разы.

Что делать:

·в холодном климате и при экстремальных морозах выбирать МКП, залив в нее зимнее трансмиссионное масло;

·владельцу всех коробок, кроме МКП: не буксовать, начинать поездку максимально плавно, без резких ускорений и торможений, после предварительного прогрева коробки;

·прогревать АКП: дать мотору поработать пару минут, удерживая машину на тормозе и в режиме D, затем перевести селектор в режим R. Повторить смену режимов N-D-R-N несколько раз, ехать.

·прогревать «робот»: если сцепление сухое (DSG-7), по аналогии с МКП, отправляться в путь сразу после прогрева. Если сцепление масляное (DSG-6), греть по аналогии с АКП, под нагрузкой, немного постояв в режиме D, и плавно начиная поездку.

·прогревать вариатор: помнить о нежном устройстве вариатора и о том, что тот не прогревается без движения. После прогрева мотора ставить коробку в режим D и отправляться в путь, не разгоняясь выше 2,5 тыс. об/мин, чтобы вариатор выходил на рабочую температуру при медленном движении.

Аккумулятор

Современные аккумуляторы живут до 5 лет, и после первых 2-3 сезонов начинают выходить из строя, быстро разряжаясь на морозе и теряя в емкости.

Холодный пуск для «уставшей» батарее - то еще испытание. Потеряв после ночной стоянки в мороз 20-40% своего заряда (при -10 и -20 градусах снаружи соответственно), АКБ с трудом запускает стартер и делится током с топливоподкачивающим насосом. Даже если стартер прокрутит коленвал, мощности разряженной батареи может не хватить на воспламенение смеси от искры - и тогда мотор не заведется, потому что свечи зажигания зальет бензином. Попытки «реанимировать» батарею за счет прокрутки стартера только окончательно разрядят ее.

Что делать:

·чтобы снизить потери заряда в мороз старой АКБ, лучше снимать ее перед ночной стоянкой и относить в теплое место (домой) на хранение;

·регулярное отключение аккумулятора от сети может привести к отказу ЭБУ и некоторых систем (иммобилайзера, охранной сигнализации и др.) в современных автомобилях, поэтому при быстрой разрядке батареи ее лучше заменить на новую.
Александр Соколов
Авангард Авто
+7(3532) 90-10-55
avto.avangard@list.ru