Незнание специфики ВЭД приносит российскому бизнесу дополнительные расходы

2 Августа 2012
Каждая третья российская компания, которая заключает свой первый контракт с поставщиками из КНР, делает это не на самых выгодных условиях. Зачастую это происходит из-за незнания специфики внешнеэкономической деятельности, выливающегося в большие скрытые расходы.

Как разъяснили специалисты группы транспортных компаний «Восток», существуют два основных базиса морских или речных перевозок: FOB (англ. Free On Board) и EXW (сокр. от англ. Ex Works). При втором варианте контракт с поставщиком с финансовой стороны выглядит более выгодным, однако по условиям EXW ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю на складе. Поставщик не отвечает ни за погрузку товара на транспорт, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара. Соответственно, все расходы по вывозу груза несет покупатель. Условия FOB предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт, погрузить на указанное судно, при этом расходы ложатся на него же. По условиям FOB именно поставщик должен обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Немаловажным преимуществом контрактов на условиях FOB является возвращение НДС покупателю.

«Практически 99% компаний, которые не один год взаимодействуют с китайскими поставщиками, работают по условиям FOB. Во-первых, покупателю не нужно самому платить за доставку груза до порта и таможенную пошлину, во-вторых, покупатель не несет риски за товар, пока его не погрузят на судно. Мы всегда предупреждаем своих клиентов о недостатках EXW, однако предприниматели зачастую соглашаются на этот формат из-за кажущейся дешевизны, но в итоге их зачастую ожидают серьезные дополнительные расходы», – рассказал Денис Павлов, генеральный директор группы транспортных компаний «Восток».

Также специалисты группы транспортных компаний отметили, что вступление России в ВТО обеспечит снижение таможенных тарифов, что сделает Китай еще более привлекательным для приморского (российского) бизнеса. Таким образом, количество компаний, которые будут возить товары из поднебесной, скорее всего, будет только расти.

Справочная информация:
FOB (англ. Free On Board – франко борт, буквально – бесплатно на борт судна) – международный торговый термин Инкотермс, использующийся для обозначения условий поставки груза и определения стороны, на которую ложатся расходы по транспортировке и/или определения точки передачи ответственности за груз от продавца к покупателю.
EXW (сокр. от англ. Ex Works букв. с завода) – «Франко завод» с указанием названия места завода, термин Инкотермс. Также применяется русское «самовывоз». Ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (например, завод, фабрика, склад, магазин и пр.); продавец не отвечает за погрузку товара на транспорт, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара, если это не оговорено особым образом; покупатель несёт все расходы по вывозу товара со склада, перевозке, таможенному оформлению и т. д. Всегда употребляется с указанием местоположения продавца, например, «самовывоз из Москвы».
Группа транспортных компаний «Восток» (далее ГТК «Восток» или группа компаний) представлена на рынке транспортно-экспедиционных услуг России с 2004 года. В состав Группы Транспортных Компаний «Восток» входят: ГТК «Восток», Транспортно-Экспедиционная Компания «Вертекс-Восток» и Международная Транспортная Группа «Восток». Основные направления деятельности группы компаний: железнодорожные перевозки, контейнерные перевозки, перевозка сборных грузов, автоэкспедирование, международные перевозки, перевозка автомобилей, негабаритные перевозки, таможенное оформление.
Пресс-центр
ГТК Восток