Четверть россиян скучают по работе, находясь в отпуске

30 Июля 2014
- Перфекционизм — чрезмерная тревожность, неуверенность в своих силах, которая часто маскируется исполнительностью и преданностью компании. Работа в данном случае как способ компенсации определенных неудовлетворенных потребностей детства (признание, одобрение и принятие — самые распространенные). Недобросовестные работодатели могут пользоваться склонностью сотрудников и нагружать работой даже во время отпуска.
- Профессиональное выгорание — тоска по работе как вариант поведения человека, находящегося в состоянии развивающегося синдрома профессионального выгорания. Этому симптому могут быть подвержены как молодые специалисты, так и профессионалы со стажем. Новые сотрудники рвутся работать вместо отдыха, потому что новая должность требует концентрации сил, многое нужно изучить, многое хочется сделать. А профессионалы, которые отдали любимой профессии 10 и более лет, скучают во время отдыха, потому что работа занимает все сферы их интересов. Кроме того, если сотрудник работает в хорошем и стабильном коллективе долгие годы, это еще и тоска по товарищам, коллегам. Человек может чувствовать себя вырванным из контекста жизни, потому как «жизнь — это работа».
Эта публикация основана на статье «В тоске по работе» из газеты «Ведомости» от 24.07.2014, ¹133 (3637).

Около четверти россиян скучают по работе в отпуске. Больше других тоска одолевает учителей (44%), врачей (39%) и бухгалтеров (33%). Лучше всего забыть о работе удается аналитикам и менеджерам по рекламе и логистике. Лишь 16% этих специалистов признались экспертам исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, что скучают по работе на отдыхе. В исследовании приняли участие представители 30 профессий.

«Скучание по работе — это бич сегодняшнего человека, — считает бизнес-психолог Дарья Пантюх. — От нас все вокруг ждут результатов и не дают побыть в процессе. Мы разучились жить в моменте “здесь и сейчас”, получать от него удовольствие и сами от этого мучаемся».


Страшно забыться

Почти 80% респондентов признаются, что в отпуске просматривают рабочую почту, отвечают на письма и рабочие звонки. Лишь 11% считают, что коллеги обойдутся и без их участия, а 5% принципиально игнорируют на отдыхе любые рабочие процессы. Хотя правил, требующих от сотрудников оставаться на связи круглые сутки, нет практически ни в одной компании.

«Лично мне отключиться от процесса довольно сложно. И не потому, что подчиненные не могут самостоятельно действовать или принимать решения. Просто работа занимает большую часть моей жизни — жизни интересной, эмоциональной, постоянно меняющейся. Когда же происходит смена обстановки, в первые дни чувствую определенный вакуум», — признается Светлана Смирнова, операционный директор компании Teleperformance Russia & Ukraine. Однако чем дольше отпуск, тем эта связь становится слабее. Полностью удается отключиться дня за три до окончания отпуска, и тогда Смирнова начинает горевать о том, что не смогла переключиться еще на борту самолета.

«Сегодня мы живем в таких условиях, когда можно перестать разделять жизнь по принципу работа — отдых, — считает Иван Бланарик, генеральный директор ООО “Берингер Ингельхайм”. — Люди многих профессий могут позволить себе работать не только в офисе, но и в любом другом месте. Во время отпуска я проверяю почту в среднем по 10-15 минут утром и вечером. Но можно сказать, что в отпуске я стараюсь не злоупотреблять проверкой почты и не вести долгие рабочие разговоры по мобильному, если не возникают непредвиденные обстоятельства или срочные вопросы».

«Реальная необходимость постоянно быть на связи возникает не так уж часто, — считает Ирина Архипова, директор по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola Hellenic в России. — При хорошо отстроенных бизнес-процессах и адекватных, располагающих всеми инструментами принятия решений заместителях такой необходимости быть не должно».

Роботами решили заменить судей, журналистов и консультантов →

«Это типичное неумение отключиться. Ну и, конечно, никто не отменял боязни стать ненужным и забытым. А также несформированного навыка делегировать», — полагает Пантюх.

«Оценка работодателя зависит не в последнюю очередь от его отношения к рабочему процессу», — уверяет Мишин. Один его клиент, владелец крупной компании, отказывал сотрудникам в премировании, если те регулярно перерабатывали. Считал: если сотрудник не справляется с работой и задержался, значит, в рабочее время он бездельничает, не умеет планировать свое время. Другой клиент, женщина, руководитель высокого уровня, сама работала сутками и требовала такой же отдачи и от подчиненных. Иное отношение к работе рассматривалось как некомпетентность.

Не признак лояльности

Большинство собеседников «Ведомостей» признаются, что проверяют рабочую почту хотя бы раз в день и отвечают на звонки. Но не требуют того же от подчиненных. Многие согласны, что и без их участия за две недели в компании ничего не произойдет, но все же полностью отключиться не могут. Однако не будут считать нелояльным сотрудника, не скучающего по работе на отдыхе.

«Честно говоря, я в большей степени оценивала бы их лояльность не по тому, что они включаются в рабочий процесс в отпуске, а по тому, что во время их отпуска у меня не болит голова от недоделанных ими задач и дополнительной нагрузки на остальных сотрудников», — говорит Смирнова. «Сложно требовать вовлеченности от утомленного сотрудника, рано или поздно отсутствие качественного отдыха приведет к выгоранию, и тогда уже встанет вопрос не о лояльности, а вообще о возможности качественно выполнять свои обязанности», — добавляет Архипова. «Безусловно, наличие сотрудника на связи может свидетельствовать о его заинтересованности в процессах, о живом участии в жизни компании. Но в таком случае есть риск переступить ту грань, когда сотрудник оказывается заложником ситуации», — предупреждает Наталья Новикова, директор по управлению персоналом «Автолокатора».
Ведомости
Компания "Автолокатор"