АРЕМ официально подтвердил противоправность действий Казтемиртранса

20 Сентября 2012
Председатель АРЕМ официально подтвердил противоправность действий Казтемиртранса, АЗК молчит.13 сентября на сайте bnews.kz проводилась он-лайн-конференция с председателем Агентства по регулированию естественных монополий Муратом Оспановым. Вопросы читателей собирались заранее.

Наше агентство также приняло участие в заочном брифинге. Вопрос шеф-редактора звучал так: «Считаете ли Вы правомерным введение «Казтемиртрансом» (КТТ) новой услуги «Вознаграждение за услуги транспортной экспедиции»? Если нет, то какой будет реакция АРЕМа в отношении монополиста?».

По техническим причинам, никак не связанным с нами, об ответе Мурата Оспанова нам сообщили только сейчас.

«АО «Казтемиртранс» включено в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на определенном товарном рынке по виду услуг - предоставление в аренду железнодорожного грузового подвижного состава», - говорится в сообщении председателя АРЕМ.

Реестр субъектов-доминантов можно найти на сайте Агентства по защите конкуренции. Именно АЗК уполномочено в его составлении. В нем под маркировкой «Рынок ж/д транспорта» «Казтемиртранс» проходит по двум «номинациям» - «Услуги по организации контейнерных перевозок» и «Услуги по предоставлению в аренду железнодорожного грузового подвижного состава». Ни какого оперирования вагонного парка или тем более «вознаграждения за транспортную экспедицию» не значится. Между тем, под этими замысловатыми формулировками скрывается та же банальная аренда вагонов, тарифы на которую необоснованно и без предварительного объявления были повышены в начале сентября.

Далее Оспанов поясняет, что в соответствии с действующим законодательством о естественных монополиях и регулируемых рынках, АРЕМ осуществляет государственное регулирование и контроль только лишь в отношении ценообразования на товары (работы, услуги) в пределах регулируемого рынка.

Полномочия АРЕМа, говоря простыми словами, распространяются лишь на те предприятия и их услуги, что занесены в реестр субъектов-доминантов.

«В настоящее время АО «Казтемиртранс» в вышеуказанный Реестр по услугам транспортной экспедиции не включено, в связи с чем ценообразование по указанным услугам АРЕМом не регулируется», - подтверждает последнее высказывание глава агентства.

«Функции по ведению Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на определенном товарном рынке, а также контроль над соблюдением законодательства о конкуренции, осуществляет Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)», - дополняет Оспанов.

Как ранее нам в телефонной беседе признался заместитель председателя АРЕМ Анатолий Шкарупа, он обращал внимание АЗК на этот факт. Сверить это нам пока не удалось. Здесь почему-то возник тупик. Мы уже неоднократно обращались в АЗК, разговаривали по телефону с зампредседателя агентства Тимуром Баймухановым.

Он посоветовал нам при обращении в АЗК использовать интернет-платформу «Вопрос-ответ» агентства. Так, дескать, будет эффективнее.

При этом в блоге председателя АЗК Габидуллы Абдрахимова пояснены поводы для реагирования АЗК в случае «перекосов» рынка. В частности, в приветствии посетителей блога говорится:

«Конечно же, никаких ресурсов не хватит для того, чтобы следить за всеми участниками рынка, контролировать каждого продавца. Как правило, решение о проведении расследования в отношении того или иного предприятия принимается на основе заявлений граждан и юридических лиц, материалов в СМИ, а также по результатам анализа товарных рынков, регулярно проводимых сотрудниками агентства».

Хочется особо остановиться на этом пункте: решение о проведении расследования в отношении того или иного предприятия принимаются на основе (в том числе) материалов в СМИ.

Наше издание, начиная с 6 сентября, ведет акцию по противодействию, по мнению многих участников рынка, противоправной политики КТТ в формировании тарифной политики. Наша первая заметка называлась «Как перевозчики поставили экспорт зерна на колени». С того времени на сайте kazakh-zerno.kz опубликовано порядка 40 материалов, так или иначе касающихся темы передачи вагонов в приватный парк. Часть из них продублирована в газете «КазахЗерно.kz». Это ли не повод для АЗК начать свое расследование? И наконец, дать ответ на вопрос: вправе ли «Казтемиртранс» работать по не утвержденным в антимонопольных службах тарифам?

Как показывает анализ обращений в редакцию, далеко не одних журналистов интересует ответ на этот вопрос. Мы лишь отстаиваем права своих читателей - участников зернового рынка, которым в настоящее время дочка КТЖ хочет навязать свои, никак не оправданные законодательными актами, условия. Мало того, некоторые из опрошенных экспортеров уже сейчас несут убытки в виду того, что перевозку зерна или муки приходится осуществлять по ранее заключенным контрактам, но по вновь действующим тарифам. Таким образом, в результате обмана КТТ, грузоперевозчики уже несут колоссальные убытки, складывающиеся на разнице тарифов. Кто покроет этот дефицит?


Карикатура 2
Как видно из ответа Мурата Оспанова, АРЕМ готов реагировать - мешают предписания и нормы. Они тоже достойны обсуждения. Хорошо, что права потребителя в нашей стране, в которой, куда не плюнь, можно попасть в «организацию квазигосударственного сектора», защищают целых две структуры. Но как часто им приходится сталкиваться лбами, решая важные для всех проблемы?

Наше внимание сосредоточено пока только на одной из них - и мы настроены категорично. Данную публикацию мы намерены разместить в блоге председателя АЗК Габидуллы Абдрахимова и на сайте агентства, как нам было рекомендовано ранее. Коль уж опубликованное на сайте и в газете не считается за публикацию…
Виктор Буднин
ИА "Казах-Зерно"