Дефицит автомобилей в 2023 году

24 Мая 2023
По экспертной оценке компании CARCRAFT, 2022 год для автомобильного бизнеса ознаменовался драматическим падением на 59%. Большинство производителей перестали поставлять автомобили в Россию, причём многие компании официально заявили о своём уходе. На российском рынке образовался дефицит автомобилей, как в массовом сегменте, так и в премиум классе. В наиболее сложной ситуации оказались корпоративные клиенты, которые регулярно обновляли свои автопарки. Яркими представителями корпоративного рынка являются таксопарки и операторы каршеринга. На территории России насчитывается более полу миллиона автомобилей, 20% которых занимают крупные транспортные компании.
Еще вчера сложно было представить, что китайские внедорожники в России заменят Hyndai Solaris и Kia K5, но рынку приходится адаптироваться, в связи с тем, что старый автопарк требует замены. А вот физические лица не готовы менять автомобили сейчас, ожидается, что пик покупок придется на вторую половину 2023 года.
Дефицит автомобилей серьёзно повлиял на ограничение выбора покупателей. На сегодняшний день особенно востребованными являются такие марки, как Hyundai, KIA, ŠKODA, Toyota, WV, BMV, Mercedes, Audi, Porsche. Они достаточно удобны в обслуживании, но на рынке запчастей также присутствует дефицит оригинальных деталей, в связи с чем дилеры зачастую заменяют их китайскими аналогами.
Не смотря на падение продаж новых автомобилей в России в 2023 году, по данным аналитического агентства «Автостат», устойчивым спросом прежде всего пользуются отечественные и китайские производители. Первое место в рейтинге самых популярных автомобилей в России занимает Lada Granta, после чего идут внедорожники Lada Niva Legend и Lada Niva Travel. Самым популярным китайским автомобилем в России является кроссовер Geely Coolray, а также Haval Jolion, производство которого сейчас ведется на заводе в Тульской области.
К началу 2023 года склады официальных дилеров должны были опустеть. Однако, все не так плохо. На фоне реального дефицита автомобилей от дистрибьюторов европейских, японских, американских и корейских марок, дилеры предлагают покупателю китайские автомобили от официальных автопроизводителей. Кроме того, на рынке есть те же корейские, японские, европейские модели, которые ввозятся в нашу страну по схеме параллельного импорта. Данная система наиболее эффективно работает и в премиальном сегменте.
Легальный ввоз автомобилей в Россию по параллельному импорту стал возможен с мая прошлого года, для следующих марок: Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, General Motors, Cadillac, Chevrolet, Dodge, Mitsubishi, Tesla, Linkoln, Hummer, Rover, Mercedes-benz, Daimler, Maybach, BMW, MINI, Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, Toyota, Lexus, Lamborghini, Ferrari, MAN, Scania, Maserati, Aston Martin, Subaru, Suzuki, Honda, Infiniti, Nissan, Freightliner, Peterbilt, Kenworth, Mack Trucks, Volvo, Daf Trucks, Rolls-Royce.
А в 2023 году Минпромторг РФ увеличил список автомобильных брендов, доступных к ввозу по параллельному импорту: Renault, Ford, Kia, Mazda, Hyundai, Genesis, Dacia, Citroen, Opel, Peugeot, Isuzu, Hino. Нововведение 2023 года должно способствовать сокращению дефицита автомобилей массового сегмента на российском рынке. В основном эти автомобили приезжают к нам из Азии и стран ближнего зарубежья. Приемлемая цена за рубежом резко увеличивается на фоне таможенных пошлин и это, конечно, ощутимо влияет на розничную стоимость в нашей стране. Вот почему, уже сейчас наблюдается тенденция на спрос автомобилей с пробегом.
Ценообразование на автомобили зависит от следующих факторов: стоимость логистики, если они ввезены по параллельному импорту и транзакционные издержки. А также фактор, который всегда влияет на стоимость автомобиля – инфляция и курс валют. Кроме того, конечную стоимость автомобиля увеличивает дефицит. При отсутствии возможности доставки автомобиля через ранее организованный канал, автосалон увеличивает наценку на оставшиеся машины, так как существует необходимость перекрывать операционные издержки и создавать финансовую подушку. Автомобильные компании используют дополнительные возможности увеличения доходности, продавая дефицитные автомобили через Trade-in, кредит и доп. продукты.
По мнению экспертов компании CARCRAFT до 2022 года дистрибьюторы были сдерживающим фактором ценовой политики у официальных дилеров, но в 2023 году между покупателем и автосалоном сложились абсолютно рыночные взаимоотношения по правилам спроса и предложения.
В 2023 году доля кредитных сделок на рынке новых автомобилей в РФ по мнению экспертов компании CARCRAFT вернётся к стандартным цифрам 50% по сравнению с 41,3% в 2022 году. Покупатели могут рассчитывать на значительные скидки. Условием для этого служит покупка автомобиля в кредит.
Программа государственного кредитования автомобилей (госавтокредита) в 2023 году заключается в выплате до 25% от общей суммы кредита государством, если покупатель официально проживает и покупает автомобиль в Дальневосточном федеральном округе, и до 20% для остальных регионов.
По сообщению Минпромторга на программу льготного кредитования могут рассчитывать граждане, имеющие минимум одного ребёнка, медработники, военнослужащие и военные пенсионеры, а также те, кто покупает автомобиль впервые в жизни, либо сдаёт старую машину в Trade-in. В рамках льготного автокредитования субсидируемая из федерального бюджета скидка, составляет до 20% стоимости автомобиля.
Ситуация с дефицитом новых авто сегодня выглядит так: клиенту предлагается приобрести автомобиль с дополнительной наценкой или записаться в лист ожидания, которое, как и в 2017 году будет варьироваться от трех месяцев до полугода. При этом по факту прибытия заказного автомобиля из-за инфляции стоимость зачастую увеличивается на 12-13%.
Совет от компании CARCRAFT для тех, кто намерен приобрести дефицитную новую модель – мониторить официальные автосалоны, в том числе и в соседних городах или воспользоваться агрегаторами по поиску нужного автомобиля. Сделав выбор, не затягивать с покупкой, поскольку стоимость любой модели повышается на 3-4% каждые 1,5-2 месяца. Чтобы минимизировать риски обмана, автомобиль стоит покупать только у проверенного продавца, даже если это касается подержанных автомобилей. На этот случай лучше воспользоваться кредитными средствами, где банки зачастую предлагают реестр добросовестных официальных дилеров. И хотя по прогнозам АЕБ, продажи легкового и коммерческого транспорта увеличатся на 12%, дефицит марок Hyundai, KIA, ŠKODA, Toyota, WV, BMV, Mercedes, Audi, Porsche будет присутствовать до конца 2023 года.
Борис Беленький
CARCRAFT (ООО
+79167810898
carcraft@m-techn.ru
carcraft.ru