Что такое интеллектуальная транспортная система и чем она управляет?

30 Апреля 2021
Российские города ведут активное внедрение и освоение интеллектуальных транспортных систем. Этот новый термин, появившийся в сфере транспорта и дорожного хозяйства, ассоциируется, прежде всего, с управлением «умными» светофорами, в которых время переключения настраивается в зависимости от ситуации на дороге. Но только ли этим должны научиться управлять города и чем вообще управляет интеллектуальная транспортная система — рассказывает Александр Башмаков, руководитель проектов компании УГМК-Телеком, занимающейся развитием ИТС в Свердловской области.
«Начнем с того, что разберемся, что же такое ИТС. Речь идет об интегрированной автоматизированной системе, которая, используя интеллектуальные и инновационные методы организации и управления, предоставляет участникам транспортной отрасли сервисы по координированию, планированию, информированию, повышению уровня безопасности и эффективности использования транспортных сетей. Проще говоря, ИТС — это умение распознавать и реагировать на типовые ситуации на дорогах городов: вечерний час пик, типовые заторы или возникающие сложности с проездом и организацией парковки автотранспорта во время проведения массовых мероприятий.
Интеллектуальные транспортные системы должны управлять не только светофорами, но и грузовыми и пассажирскими перевозками в рамках каждой агломерации, воздействовать на людей, а не на объекты транспортной инфраструктуры. Одна из важнейших задач — моделирование поведения участников дорожного движения с учетом особенностей психологии, ожиданий и предпочтений пассажиров и автомобилистов. Именно от этих факторов зависит удовлетворенность пользователей транспорта», — говорит Александр Башмаков.
По словам эксперта, ИТС – это набор сервисов для людей: от автоматизированных систем управления дорожным движением до смартфонов, которые мы держим в руках. Транспортная система становится интеллектуальной в том случае, когда имеет канал воздействия на участников движения, оказывающий влияние на их поведение.
Все остальное, по мнению Александра Башмакова — многообразная транспортная инфраструктура, которую нужно увязывать в единое информационное пространство, для того чтобы она работала как система, а не как отдельно взятые элементы.
Сегодня такие системы города зачастую отделены друг от друга: автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) — отдельно, парковки — отдельно, общественный транспорт — отдельно, фото- и видеофиксация — отдельно. Но если есть способ свести все данные и объединить их в единое информационное пространство, то появляется возможность выйти на новую ступень развития, так называемый уровень прогнозного управления транспортом. Речь о том, когда единая информационная среда позволяет предвидеть ситуацию, чтобы управлять людскими и транспортными потоками. Это называется Единой платформой управления транспортной системой (ЕПУТС).
«Важно, чтобы в аналитическом ядре ЕПУТС совмещались моделирование и искусственный интеллект. Такое ядро дает прогноз, на базе которого формируются автоматические рекомендации для адаптивного управления, например, изменения фаз светофоров или предоставления приоритета общественному транспорту. А в случае возникновения ДТП на одном из участков автодороги участникам движения своевременно предоставляется информация об аварии с рекомендациями путей объезда», — резюмирует Александр Башмаков.
PR-служба
УГМК-Телеком
pr@ugmk-telecom.ru