Возможности порта в Актау переваливать зерно возросли до 1,2 млн. тонн в год

20 Августа 2012
Как известно, порт в Актау, построенный в 1963 году и реконструированный в 1996 - 99 годах в Республиканское государственное предприятие «Актауский Международный морской торговый порт», имеет огромное значение в международной торговле Казахстана. Этот единственный порт обеспечивает морские перевозки грузов с такими прикаспийскими странами как Россия, Азербайджан, Иран, Туркменистан, а также транзит через эти страны.

Для торговли таким ценным экспортным товаром как зерно в 2002 году в порту был построен зерновой терминал мощностью перевалки до 600 тыс. тонн в год, а затем в 2003 году передан АО «Продовольственная контрактная корпорация».

В настоящее время зерновой терминал обеспечивает перевалку от 30 до 75 тыс. тонн зерна в месяц в разное время года и в зависимости от объемов экспорта в направлении прикаспийских стран.

Как уже сообщало ИА «Казах-Зерно» ранее, в июле текущего года через морской порт Актау посредством АО «Ак бидай терминал» было отгружено 70792,888 тонн пшеницы 3-го класса. «Единственным грузополучателем казахстанского зерна в июле, как и в предыдущем месяце, стал Иран», - сообщил заместитель председателя правления АО «Ак бидай терминал» Е. Дельманов.

В июне через морской порт Актау было отгружено 40853 тонн зерна, в том числе 36084 тонн пшеницы и 4 769 тонн - ячменя. «В августе, с 1 по 20 число, на зерновом терминале будут проводиться ремонтные работы», - сообщил Еркен Дельманов.

Но возможности терминала все-таки ограничены и он не может обслужить возрастающие зерновые потоки на экспорт в этом направлении. Зерновики в 2011 году столкнулись с проблемой перегруженности зернового терминала «Ак Бидай». В этой связи портовики предприняли ряд мер для расширения возможностей перевозки. Для этого успешно используются биг-беги, транспортируемые через сухогрузные терминалы, и обеспечивающие до 150 тысяч дополнительных тонн зерна, и порядка 500 тыс. тонн - через паромный терминал.

Первые дополнительно привлеченные объемы для транспортировки в биг-бегах уже составили порядка 8,9 тыс. тонн, плюс 34,1 тыс. тонн через паромный терминал. До конца 2012 года объемы перевозок зерновых через порт Актау могут превысить 100 тыс. тонн и это без учета показателей «Ак Бидай». Таким образом, в настоящее время порт Актау способен переваливать свыше 1,2 млн. тонн зерновых в год, в т.ч. более 600 тыс. тонн через зерновой терминал «Ак бидай».

Чтобы оповестить зерновых производителей и трейдеров о своих новых возможностях, портом Актау (РГП АММТП) был организован ряд выездных рабочих встреч в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях, зерновые компании которых из первых уст получили информацию о транспортировочных возможностях морского порта Актау, включая сухогрузные, паромный и зерновой терминал АО «Ак Бидай».

В ходе проведенных круглых столов было установлено, что лишь 10 процентов зерновых компаний осведомлены о возможностях перевозок зерна через порт в биг-бегах и с использованием парома. Компаниям была предоставлена исчерпывающая информация относительно тарифов, перечень документов, разъяснены процедуры их оформления, доведены новшества автоматизации и упрощения процедур, связанные с недавним внедрением Центра обслуживания клиентов.

Важным условием достигнутых договоренностей является готовность зерновых компаний конкретизировать предполагаемые к перевозке объемы зерна, что позволит сформировать единый сквозной тариф от пункта погрузки до порта назначения, с участием порта Актау.

Достигнутые многосторонние договоренности были скреплены соответствующими протоколами, и озабоченность производителей зерна сменилась неподдельным интересом к новым возможностям экспорта через паромный терминал и с применением биг-бегов через сухогрузные причалы порта.

Для справки: в настоящее время паромные перевозки осуществляются Азербайджанским государственным морским пароходством паромами двух типов, способными перевозить по 28 и 52 железнодорожных вагона единовременно. Но линейность (работа по графику) паромов не обеспечивается ввиду ожидания азербайджанской стороной их оптимальной загрузки в порту Баку, тогда как в Актау загрузка гарантируется: в зависимости от сезонности на подъездных путях в ожидании наката на паром находятся десятки, а иногда и сотни вагонов.

В этой связи национальным перевозчиком АО «Казмортрансфлот» запланировано приобретение четырех собственных паромных судов, а руководством порта рассматривается вопрос строительства нового паромного терминала.
Фёдор Сергеев
Информационное Агентство «Казах-Зерно»