Таксомоторным компаниям Москвы нужен диалог с властью

15 Ноября 2011
Бизнесу и власти необходимо поддерживать постоянный диалог – к такому выводу пришли участники круглого стола, который состоялся в Московской ТПП по инициативе комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом. За круглым столом обсуждались состояние и перспективы развития современных международных и российских технологий организации пассажирских перевозок легковым автотранспортом в Москве.
«Мы ставим своей задачей оказание всемерной поддержки добросовестных участников рынка и вытеснение с него нелегальных игроков», - заявил президент палаты Леонид Говоров. С этой целью Московская ТПП, как общественное объединение предпринимателей, в интересах членов палаты – таксомоторных предприятий станет проводником мнений и предложений предпринимателей в органы законодательной и исполнительной власти города. Леонид Говоров сообщил, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Московская ТПП договорились подписать соглашение о намерениях, в рамках которого планируется ведение совместных работ по разработке в 2012 году «Концепции развития таксомоторных перевозок в городе Москве», базовых принципов и стандартов качества обслуживания пассажиров, моделей повышения конкурентоспособности добросовестных перевозчиков, научно-обоснованных методик по повышению профессионального уровня водителей.
О планах Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы рассказал начальник Управления организации и контроля легковых пассажирских таксомоторных перевозок Игорь Ездаков, отметив, что Департамент в первую очередь нацелен на борьбу с нелегальными перевозчиками и решение задачи повышения безопасности и качества обслуживания пассажиров.
Важным для бизнеса явилось сообщение о том, что Департамент осуществляет прием заявок на предоставление субсидий по возмещению части лизинговых платежей. Вся необходимая информация размещена на сайте Департамента.
Чтобы решить проблему парковок, в Москве планируется создать более 300 стоянок для легальных такси. Игорь Ездаков уверил, что ситуация со стоянками такси вблизи аэропортов и вокзалов также будет урегулирована. Кроме того, в настоящее время Департамент занят составлением перечня городских объектов массового посещения людей, чтобы в дальнейшем предложить собственникам объектов обустроить возле них стоянки такси, и предложил бизнесу подключиться к данной работе.
Правовую основу для ведения деятельности легкового автомобильного транспорта по перевозке пассажиров в стране заложил Федеральный закон ¹69-ФЗ от 21 апреля 2011 г. (Закон о такси). Уже за первые месяцы его действия выявилось множество недостатков, которые необходимо исправить. Об этом говорили участники круглого стола. Так, генеральный директор таксомоторной компании «Новое желтое такси» Феликс Маргарян отметил, что карающее действие закона направлено исключительно на добросовестных перевозчиков, в то время как нелегальный транспорт, не имеющий атрибутики принадлежности такси, не попадает в поле зрения закона, из-за чего не достигается главная цель – борьба с нелегальным извозом. По-прежнему, нелегальный бизнес процветает на территориях аэропортов и вокзалов Москвы. По мнению Феликса Маргаряна, такая ситуация наносит серьезный ущерб имиджу столицы и мешает созданию условий для развития легального таксомоторного бизнеса. Генеральный директор ООО «Королевская транспортная компания» («Женское такси») Ольга Фомина выразила претензию в адрес контролирующих органов, которые упорно продолжают штрафовать за отсутствие в такси контрольно - кассовых аппаратов, не принимая во внимание наличие документов строгой отчетности. Учитывая, что размер штрафа для юридических лиц составляет порядка 40-50 тыс. руб., представители проверяющих органов и сотрудники ГИБДД предпочитают штрафовать таксомоторные компании, а не индивидуальных предпринимателей, для которых размер штрафа составляет 1-2 тыс. руб. Генеральный директор Московского областного транспортного союза (НП «АСМОР») Людмила Емельяненко подняла вопрос, связанный с арендой транспортных средств. Пробел в действующем законодательстве по данному вопросу привел к тому, что в Подмосковном и многих других регионах России, где перевозчики используют по большей части арендуемый транспорт, существует проблема с получением лицензий на перевозку пассажиров.
Вопрос борьбы с нелегальными перевозчиками был одним из ключевых на круглом столе. Участники констатировали отсутствие заметных результатов в работе городских властей по искоренению нелегальных услуг такси. По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, на 50 тысяч транспортных средств, работающих в сфере такси, приходится только 20% «легальных» такси. По сведениям, предоставленным Комитетом МТПП, ежегодный оборот услуг такси в городе составляет более 38,5 млрд. руб. За счет нелегального бизнеса 75 – 80% этой суммы выводится из-под налогообложения. Поэтому конкурентные преимущества получают нелегальные перевозчики, которые не выполняют требования Федерального закона ¹ 69-ФЗ от 21.04.11., уклоняются от уплаты налогов, не несут в отличие от добросовестных перевозчиков финансовых затрат на содержание технических, сервисных, кадровых, контрольных служб, на проведение мероприятий по повышению профессионального уровня водителей, организацию медицинского и технического контроля водителей и автомобилей.
Однако и при существующем порядке организации таксомоторных перевозок в Москве существуют способы борьбы с нелегальным бизнесом. Генеральный директор транспортной компании «Альянс» Дмитрий Цапенко привел пример рейда, успешно проведенного работниками ГИБДД, по проверке документов у нелегальных перевозчиков. В результате многократных проверок многие перевозчики отказались от нелегальной деятельности и устроились на работу в таксомоторный парк. Дмитрий Цапенко предложил распространить подобную практику проверок по всему городу, как действенный способ борьбы с «нелегалами».
Красной нитью в выступлениях участников круглого стола проходила тема обучения профессиональных кадров. Так, начальник отдела дорожной инспекции и контроля за организацией движения Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Евгений Ефремов заверил в готовности ведомства содействовать повышению профессионального уровня обслуживания пассажиров, предложил помощь в предоставлении учетных данных нарушителей Правил дорожного движения. Генеральный директор компании «Командир. Такси» Василий Баранов предложил установить процедуру аккредитации водителей такси, а директор Международной Школы Бизнеса МТПП Антонина Ватолкина предложила помощь школы в организации и проведении специализированных обучающих курсов.
Задачу создания в городе современного цивилизованного рынка такси, отвечающего самым высоким международным стандартам, невозможно решить без внимательного изучения зарубежных технологий организации пассажирских перевозок. Анализ международного опыта организации таксомоторных перевозок на примере высокоразвитых стран привел вице-президент ИАА «Экология общественного сознания», д-р психол. наук Анатолий Шипилов. Результаты исследования особенностей работы такси в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Германия и Италия показали, что деятельность такси в этих странах находится под постоянным контролем местных органов власти, которые в целях регулирования жестко дифференцируют услуги такси. Так, в Лондоне подбирать клиентов «от бордюра» и на стоянках может только черное лондонское такси (black cab), а в Нью-Йорке – желтое такси (yellow cab). Высокий уровень безопасности пассажиров обеспечивается строгими правилами получения лицензий и системой штрафов. Например, в Нью-Йорке, на 13 тысяч желтых такси приходится в год до 18 тысяч инспекторских проверок. Также в этих странах действует система государственных тарифов на услуги таксомоторных перевозок. Анализ опыта зарубежных стран выявил наличие сходных с Россией проблем отрасли такси: снижения качества предоставляемых услуг в результате дерегулирования отрасли такси; сокращение эффективности операционной деятельности легитимных перевозчиков вследствие неконтролируемого роста предложений на рынке; наличие «теневого» денежного оборота. Так, в Берлине считают, что каждый второй Евро идет мимо кассы.
В качестве основной модели развития и регулирования рынка таксомоторных перевозок в России Анатолий Шипилов предложил создание широкой, охватывающей все регионы страны, системы саморегулируемых организаций таксомоторного транспорта. По мнению эксперта, СРО могут существовать наравне с государственными механизмами регулирования и выполнять ряд дополнительных функций:
- содействовать повышению уровня профессиональной подготовки водителей и операторов такси;
- разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества таксомоторной деятельности;
- формировать систему мониторинга состояния рынка по регионам России;
- разрабатывать совместно с научными, профессиональными и общественными институтами целевые программы, направленные на повышение эффективности и конкурентоспособности легитимных перевозчиков.
Однако, предложение по созданию СРО вызвало противоречивые отклики представителей таксомоторных компаний.
В ходе дискуссии у участников круглого стола сложилось твердое убеждение, что вопросы отрасли бизнес должен решать в тесном взаимодействии с органами власти, для чего было решено обязательно донести свои мнения и предложения до органов власти и войти с ними в рабочий контакт. В реализации этой задачи предприниматели возлагают большие надежды на Московскую торгово-промышленную палату и развитие деятельности комитета МТПП, стремящегося объединить все компании московского рынка такси.
Елена Барашева, пресс-служба МТПП
Московская торгово-промышленная палата
(495) 661 04 74
pressa@mtpp.org