O системе Платон и ее влияние на рынок логистики

10 Июля 2017
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года ¹120 с 15 апреля 2017 года установлен новый тариф системы «Платон». По сравнению с тестовым периодом действия системы (2015 г. – 2017г.) тариф подняли на 25%, хотя изначально повышение планировалось на 50%.

Система взимания платы «Платон» создана в целях обеспечения соблюдения, установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Основной целью системы является обеспечение порядка взимания платы в счет возмещения вреда, наносимого дорожному покрытию. Средства поступают в Федеральный бюджет, посредством которого финансируются строительно-ремонтные работы дорожно-транспортной инфраструктуры. Оплата проезда осуществляется двумя способами — с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства.

По данным самой системы «ПЛАТОН» по состоянию на 15 июня 2017:

-зарегистрировано более 854 000 большегрузов;
-выдано более 650 857 бортовых устройств;
-оформлено 12 900 000 маршрутных карт;
-собрано 27 136 031 000 рублей в дорожный фонд России.

По утверждению СМИ введение системы «Платон» вынудило уйти из рынка не подготовленных участников (http://www.joc.com/trucking-logistics/russian-trucking-costs-rise_20170518.html). В основном это – маленькие компании (http://www.forbes.ru/biznes/342675-rost-tarifov-platona-udar-po-malomu-biznesu-ili-stimul-vyyti-iz-teni). Как результат - снижение числа транспорта и, соответственно, увеличение ставок на услуги.

За два года действия системы оборот всего транспорта уменьшился на 10% (http://www.joc.com/trucking-logistics/russian-trucking-costs-rise_20170518.html).

Высокая конкуренция на рынке транспортно - логистических услуг требуют от всех участников сокращения затрат на перевозки. Тем не менее, тарифы транспортных компаний продолжают расти. Увеличение тарифа происходит под действием многих факторов: падение курса рубля, ужесточение налогового контроля за транспортным бизнесом, за режимом труда (отдых водителей), а также введение системы «Платон». Плата «Платону» не так велика, в сравнении с другими затратами. Но введение дополнительного платежа воспринимается болезненно и, безусловно, приведёт к дальнейшему росту цен на транспортные услуги.

Больше всех страдает малый бизнес. Остро стоит проблема вложения собственных средств, которые требует система «Платон». Техника сама по себе дорогая, большинство приобретают автомобили в кредит или берут в лизинг, около 85% транспорта России приобретено по лизингу: (http://www.joc.com/trucking-logistics/russian-trucking-costs-rise_20170518.html). Проект предоставления скидок для малого бизнеса уже рассматривается в правительстве.

«Ситуация усугубляется присутствием на рынке «серых» схем, из-за чего цены на перевозки реально занижены. Многим транспортным компаниям сложно зарабатывать в условиях такой конкуренции. «Платон» выявляет тех, кто не хочет платить не только за систему, но и не хочет оплачивать налоги. Клиенты уже привыкли к демпинговым ценам и должно пройти много времени прежде чем ситуация стабилизируется. Но даже если «Платон» отменят вовсе, решит ли это все проблемы отрасли перевозок? Вряд ли», - комментирует ситуацию Коммерческий директор компании ABIPA, Наталья Кузовкина.