В первой половине 2010 года в мировой автомобильной отрасли наблюдался рост количества сделок слияния и поглощения

5 Октября 2010
В то же время отмечалось падение заявленной стоимости сделок до самого низкого уровня за последние пять лет. За шесть месяцев года было закрыто 265 сделок с заявленной стоимостью 11,6 млрд долл. США.

Наталия Щербакова, партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли, PricewaterhouseCoopers в России, комментирует ситуацию так:

«Экономические условия привели к снижению общей активности и переключению внимания участников глобального рынка на меньшие по масштабу и более специализированные направления деятельности. В частности, рынок слияний и поглощений переходит к разработке и осуществлению стратегий устойчивого роста и создания стоимости, направляя значительные усилия на процессы реструктуризации, распродажи активов и вливаний капитала. Именно эти тенденции широко распространены сегодня в России, и можно ожидать, что они будут сохраняться и в будущем. Этому будет способствовать, в частности, стремление мировых поставщиков автокомпонентов поддержать участников рынка, открывших производство в России и, в то же время, стремление выйти на крупнейших российских игроков для формирования “критической массы” объемов производства».

Первое полугодие 2009 года на глобальном уровне характеризовалось необычно высокой заявленной стоимостью сделок. Это связано с проведением операций по выкупу активов по инициативе правительств и завершением двух «мегасделок» (стоимостью от 1 млрд долл. США), начатых в 2008 году. В первом полугодии 2009 года на государственные инвестиции и две «мегасделки» пришлось 21,8 млрд долл. США из 31,6 млрд долл. США общей заявленной стоимости сделок. Учитывая, что массовая реструктуризация практически завершилась, а кредитование в первом полугодии 2010 года осуществлялось очень осторожно, условия для таких «мегасделок» были неблагоприятными, что привело к снижению общей заявленной стоимости сделок на 63% относительно аналогичного периода прошлого года.

По сравнению с первым полугодием 2009 года производители автомобилей и поставщики комплектующих продемонстрировали бόльшую активность на рынке слияний и поглощений. В основном активность проявляли компании, стремящиеся либо отделить непрофильный бизнес, либо укрепить основные области своей специализации и выйти на новые рынки или привлечь новых клиентов. С другой стороны, значительно снизилось количество сделок в категории, которая включает розничную торговлю, послегарантийное обслуживание, аренду/лизинг, оптовую продажу и т. д.

Если рассматривать ситуацию по регионам, то на Азию пришлась наибольшая часть мировой заявленной стоимости сделок, большинство из которых проводилось покупателями в рамках международных операций. Традиционно Азия является регионом со значительно более низкой долей сделок. Заявленная стоимость азиатских сделок в первой половине 2010 года определялась несколькими крупными сделками с участием автопроизводителей. Кроме того, проведение крупных сделок также привело к тому, что в Азии наблюдалось самое значительное увеличение входящих сделок слияния и поглощения по сравнению с первым полугодием 2009 года, когда регион характеризовался доминированием исходящих сделок.

Если предприятия автомобильной отрасли в Северной Америке занимались в основном вопросами оптимизации численности персонала и оздоровления компаний в первом полугодии 2010 года, то европейские компании в этот период значительно активизировали свою деятельность на рынке слияний и поглощений. На европейских покупателей пришлось 50% мирового количества сделок слияния и поглощения. Шесть из десяти крупнейших мировых сделок были проведены европейскими покупателями (56% заявленной стоимости мировых сделок).

Тенденция к снижению доли заявленной стоимости мировых сделок с участием инвестиционных покупателей, которая была отмечена в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, изменилась в первой половине 2010 года. Хотя количество таких сделок не менялось в течение шести месяцев 2010 года, их активность перераспределилась между тремя целевыми секторами автомобильной отрасли. В течение первого полугодия 2009 года инвестиционные покупатели предпочитали приобретения в секторах послегарантийного обслуживания и розничной торговли в силу неопределенности ситуации в автомобильном производстве. В связи со стабилизацией уровня производства в первом полугодии 2010 года, инвестиционные покупатели опять начали проявлять активность на рынке сделок в секторах поставок и производства автомобилей.

Покупатели из автомобильной индустрии проявляли чуть больше активности, чем в прошлом году, при этом они делали стратегически ориентированные приобретения. Бόльшая часть сделок была связана с покупкой определенных продуктовых линеек и технологий или была обусловлена географическим расширением производства. Тенденция сохранится до тех пор, пока не улучшится ситуация с кредитованием и не произойдет значительное оживление на мировом рынке.

Автомобильная отрасль и индустрия компонентов по-прежнему находятся в процессе структурных изменений и перестройки бизнес-модели. Стратегические задачи, такие как увеличение доли рынка, приобретение технологий или выход на новые рынки, а также развитие портфеля продукции, по-прежнему будут определять деловую активность на рынке слияний и поглощений.

Майкл Кнолл, партнер, руководитель группы по сопровождению сделок слияния и поглощения/группа корпоративных финансов, PricewaterhouseCoopers в России, отметил:

«Очевидно, что экономические условия сдерживали рынок сделок в первой половине 2010 года, вынуждая покупателей сосредоточивать внимание на сделках, в результате которых реализуется эффект от синергии. В ближайшей перспективе основная часть рынка слияний и поглощений в автомобильной отрасли, скорее всего, будет характеризоваться небольшой по объемам точечной активностью.

Оставив позади самые худшие времена экономического и кредитного кризиса, инвестиционные покупатели снова начнут проявлять интерес к рынку слияний и поглощений в автомобильной отрасли. В перспективе мы ожидаем реализации более крупных сделок в 2011 году, когда ситуация на рынке улучшится и усилится конкуренция между его участниками за мировое лидерство».

КОНЕЦ

Сеть фирм PwC предоставляет услуги аудита, налоговые и консалтинговые услуги, которые направлены на увеличение стоимости бизнеса клиентов. Более 163 000 человек в 151 стране мира объединяют свои идеи, опыт и решения, чтобы разработать новые подходы и дать клиентам практические советы. Более подробная информация – на www.pwc.ru.

Бренд PwC объединяет фирмы, входящие в глобальную сеть фирм PricewaterhouseCoopers International Limited (PwCIL). Вместе эти фирмы образуют сеть PwC. Каждая фирма сети является самостоятельным юридическим лицом и не выступает в качестве агента PwCIL или любой другой фирмы сети. PwCIL не оказывает услуги клиентам. PwCIL не несет ответственность за действия или бездействие любой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения, высказываемые фирмами сети, и не может никаким образом связать их каким-либо обязательством. Ни одна из фирм сети не несет ответственность за действия или бездействие любой другой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения другой фирмы и не может никаким образом связать другую фирму сети или PwCIL каким-либо обязательством.

2010 PricewaterhouseCoopers. Все права защищены.
Анна Когосова
PwC