Автомобильный Петербург: что нового на рынке?

11 Июня 2010
8 июня 2010 года в Агентстве Журналистских Расследований состоялся круглый стол на тему «Автомобильный Петербург: что нового на рынке?», организованный ИД «TT Finance» совместно с редакцией газеты «МК в Питере». Участники мероприятия проанализировали текущую ситуацию на автомобильном рынке Санкт-Петербурга, уделили внимание программам автокредитования и государственной поддержки спроса на автомобили, коснулись вопроса автострахования.



По словам директора по продажам Автоцентра «ИСТКОМ» Нонны Шалиной объемы продаж автомобилей возросли и достигли показателей 2008 года. Также она отметила, что не все производители смогли спрогнозировать столь стремительный подъем спроса и подготовиться к нему, поэтому уже наблюдается дефицит автомашин ряда марок.

С ней солидарен директор ККО ООО «Русфинанс Банк» в Санкт-Петербурге Петр Меликов, рассказавший, что во многом причина очередей на автомобили в том, что низкий спрос во время кризиса заставил производителей заморозить или сильно сократить их выпуск и новые автомобили теперь стоит ожидать не раньше осени 2010 года. Рост спроса Петр Меликов связывает как с улучшением экономической ситуации в стране, так и с обретением людьми уверенности в своих возможностях, а также со снижением ставки рефинансирования ЦБ, а значит и ставок банков по автокредитам.

Начальник сектора по работе с автодилерами Управления по работе с предприятиями -партнерами и организации активных продаж Северо-Западного Банка Сбербанка России Алексей Зуев рассказал, что очередное снижение ставок по автокредитам произошло в Сбербанке 19 апреля. Сейчас для новых машин они составляют от 14,5 до 16% годовых в рублях, и от 9,5% до 10,5% годовых в валюте, что сопоставимо с докризисным уровнем, как и объемы кредитования. Алексей Зуев отметил проблему очередей на популярные модели автомобилей. С этим во многом связан тот факт, что количество заявок на автокредит растет быстрее, чем сами объемы кредитования. Он также отметил, что люди стали выбирать более дорогие автомобили. Средняя цена машины, взятой в кредит в Сбербанке, составляет уже не 200-300 тыс. рулей, как раньше, а около полумиллиона рублей. Увеличилась и средняя сумма кредита, сейчас она составляет 410 тыс. рублей. Самой востребованной маркой является Skoda. На ней остановили свой выбор 18% заемщиков Сбербанка. Следом идут ВАЗ, KIA, Chevrolet и Volkswagen. Большой вклад именно в такой выбор автомашин вносят, по словам Алексея Зуева, как совместные программы Сбербанка и дилеров, предусматривающие скидки на автомобили и сниженные ставки по кредитам, так и государственные программы субсидирования (возвращения 2/3 ставки рефинансирования) и утилизации. Например, в мае Сбербанком выданы кредиты на покупку 640 автомашин по программе субсидирования. Алексей Зуев заметил, что обе государственные программы можно совмещать, а некоторые автодилеры дают по программе утилизации дополнительную скидку. Сбербанк выдает кредиты и на подержанные машины. Годовая ставка по ним будет на 1% больше, чем на новые. Единственное условие – банк работает только через автосалоны.

По словам председателя общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александра Холодова спрос на подержанные автомобили, который почти не наблюдался последние 2 года из-за высоких таможенных пошлин и прочих неблагоприятных условий, теперь восстанавливается, что повлечет рост цен на такие машины в ближайшее время. Он также отметил

тенденцию к появлению в банках новых интересных программ автокредитования и размораживанию ими программ, приостановленных во время кризиса.



Заместитель начальника Управления по обращению с отходами производства и потребления Александр Ремига рассказал о том, что в рамах государственной программы утилизации «автохлама», стартовавшей 3 месяца назад, в Санкт-Петербурге было выдано 17 000 сертификатов. 60% машин, купленных по программе – продукция АВТОВАЗА. Александр Ремига отметил что программа, пользующаяся большим спросом, уже исчерпала лимит финансирования, но было принято решение о выдаче сертификатов еще на 10 млрд. рублей. Он также рассказал, что пока нет информации о возобновлении программы в следующем году, тем не менее, готовятся предложения по ее улучшению.

Каско станет дешевле, но проблемней



Однако если дилеры дождались, наконец, роста продаж, то страховщики пока еще кусают локти - рынок автострахования по итогам 2009 года сократился до 30 процентов. Теперь и страховые компании вступают в борьбу за клиента.

- Начинают появляться новые страховые продукты по цене, ниже привычной, привязанные к малоубыточным страхователям, - сообщает руководитель Управления автострахования компании страховой группы «Спасские ворота» Михаил Петров. - Мы также идем в ногу с рынком, реагируем на его потребности и запросы. А потому наша компания объявила в начале мая о новой Акции «Распродажа полисов каско». По одной из программ Акции «Минус 35 процентов» при приобретении полиса каско непосредственно в офисе компании клиентам обещают скидку до 35 процентов. А с 1 июня 2010 года к Акции присоединилась еще одна программа, рассчитанная на аккуратных и опытных водителей – «70 на 30». Она позволяет сэкономить на полисе каско до 30 процентов от стоимости полиса для вашего автомобиля. Вы оплачиваете 70 процентов от стоимости полиса, а оставшиеся 30 процентов оплачиваете, только при наступлении страхового случая. То есть за 70 процентов от стоимости полиса Вы получаете полноценную защиту от угона и ущерба Вашего авто.

Между тем, сужение объемов страхового рынка сулит не только понижение стоимости полисов КАСКО, другая сторона этой медали - рост числа жалоб и отказов в выплатах.

- Страховые компании сейчас всеми силами экономят собственные средства, а потому участились случаи нарушения сроков выплат и отказов со всякого рода формальными отговорками, - предупреждает Александр Холодов. – Я не говорю, что этим занимаются все страховщики, но, тем не менее, подобных случаев становится все больше и больше. И иногда «шалят» даже крупные компании с хорошей репутацией. Дело в том, что иногда страховщику выгоднее заплатить большую сумму автовладельцу после суда, чем меньшую в срок. А потому судебных разбирательств по вопросам получения страховых выплат будет больше.

Как результат, на рынке наметилась тенденция к переходу клиентов из мелких и средних компаний в компании федерального уровня, считающиеся более надежными.

- По крайней мере, выбирая крупную компанию, остается больше шансов, что она не исчезнет с рынка, а значит, выплату все-таки можно будет получить, хоть и через суд, - советует Александр Холодов. – И обращайте внимание на правила страхования: чем больше в них поводов для отказа, тем меньше шансов получить выплату.

А что касается требований к системам безопасности автомашин, они не изменились.

- Страховые компании, устанавливая требования к системам безопасности, исходят из анализа своих «проблемных портфелей», - объясняет Михаил Петров. – Если машина попадает в категорию угоняемых, то требования к ней будут жестче. Кстати, сейчас уходят в прошлое спутниковые системы безопасности стоимостью от 60 до 80 тысяч рублей, применяются более дешевые системы слежения - до 15 тысяч рублей, которые все больше и больше захватывают эту сферу, благодаря ноу-хау. И хочу вас заверить, что любая страховая компания, когда владелец принимает меры для сохранности своего автомобиля, идет ему навстречу и предоставляет клиенту дополнительные скидки.

Список участников:

1. Алексей Зуев, начальник сектора по работе с автодиллерами Управления по работе с предприятиями- партнерами и организации активных продаж Северо-Западного Банка Сбербанка России

2. Нонна Шалина, директор по продажам автоцентра «ИСТКОМ»

3. Петр Меликов, директор ККО ООО «Русфинанс Банк» в Санкт-Петербурге

4. Александр Ремига, заместитель начальника Управление по обращению с отходами производства и потребления

5. Александр Холодов, Председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»

6. Михаил Петров, начальник Управления страхования автотранспорта Санкт-Петербургского филиала СГ «Спасские ворота» - заочное участие.